психолог, гештальт-терапевт
Это нужно понять для того, чтобы не надеяться, что в этот момент вы можете как-то повлиять на его состояние. Поэтому, если это не ваш близкий родственник, самое лучшее, что можно сделать — уйти. Скажите просто: «Я не буду с тобой разговаривать, пока ты кричишь/говоришь со мной столь агрессивно».
Если же речь идёт о близком человеке, то самый обезоруживающий способ снизить агрессию — пошутить. Да, юмор прекрасный помощник в конфликтных ситуациях. Проблема заключается в том, что в подобных ситуациях бывает сложно это сделать. Особенно, если человек переходит границы.
Важно понять, что чаще всего люди впадают в аффективное состояние, когда включаются механизмы защиты. Скорее всего произошло что-то, что очень ранило вашего собеседника. Или напомнило его травмирующий опыт, который был у него когда-то. Или он элементарно испугался, а психика наша устроена так, что вместо страха иногда включается злость.
Главное, помнить, что эта реакция — часть эмоциональной жизни вашего собеседника, и к вам она особого отношения не имеет. Необходимо разделить и отдать ему его ответственность за то, что с ним происходит. Отрезвит бушующего, если вы поделитесь с ним своими чувствами и сообщите о том, что происходит с вами, когда он так себя ведёт.
Страх. Это самое естественное, что вы можете ощущать в подобных ситуациях! Так же вы можете испытывать отчаяние, отвращение, грусть, тоску, растерянность. Или ответную злость, что может говорить о похожем процессе, происходящем в вас!
Постарайтесь обратить внимание на свое дыхание, почувствуйте на что вы можете опираться в этот момент. Если вам кажется, что земля уходит из под ног, вряд ли вам удастся построить коммуникацию. Злость и агрессия часто возникают, если какая-то базовая потребность не удовлетворена.
Сообщив человеку о своих эмоциях, попробуйте сказать: «Что происходит? Почему ты так сильно кричишь? Я рядом и хорошо тебя слышу». Если же он вас не слышит и диалог выстраивать не готов, это может свидетельствовать о том, что он находится в сильном аффекте. В таком случае рекомендую завершить диалог и взять паузу максимально возможную паузу.