Как это вообще нас касается? Почему все говорят о ксенофобии? Разбираемся в сложных терминах и рассказываем, как выглядит расизм в России и что с ним нужно делать.
Студент журфака МГУ, музыкант, армянин
Ксенофобия — это страх. Перед неизвестным, иностранным, чужим — и непонятным. Ксенофобское мировоззрение можно сформулировать так: «Я не знаю, что это за культура, я ее не понимаю, боюсь и не принимаю».
Расизм — это непосредственно дискриминация по расовому признаку и идеология, которая вокруг этой дискриминации строится. Это всегда действия: слова, отношение или даже политика. Именно ксенофобия становится корнем расизма — и других «измов» тоже, которые выражают неприятие и нетерпимость.
Движение BLM нас касается, как и любой страны, в которой есть комьюнити темнокожего населения. А оно у нас есть — и немаленькое, поэтому об их правах тоже стоит говорить. И поднимать и решать их вопросы и проблемы, потому что они подвергаются дискриминации с момента рождения.
В России расизм есть, и он приобрел особо интересную форму. Мы живем в многокультурной и многонациональной стране, большая часть нашей территории находится в Азии — и азиатские народы тоже сталкиваются с расизмом.
Я считаю, что и кавказские народы — как входящие в состав РФ, так и нет — также сталкиваются с расизмом. Из личного опыта мне стало ясно, что для большинства привилегированной группы населения, то есть славян, нет никакой разницы, кто ты: аварец, армянин или грузин — не важно. Все это шифруется под кодовым словом «хач».
Мне кажется, когда речь идет о некой общности народов — например, Кавказа — и неприятие происходит именно по этому общему признаку без разбора, то это уже не шовинизм, не национализм и даже не ксенофобия. Это расизм — только в его российской форме.
Когда мне было 6 лет, мы с сестрой убегали от скинхеда. Думаю, москвичам не нужно рассказывать, что такое Выхино начала нулевых. Тогда я в первый раз понял: есть «мы», а есть «они». И «они» нас не любят.
Наверное, мне еще в каком-то смысле повезло: мои одноклассники никогда не называли меня «чуркой» или «хачом». Но я видел, как эти же люди позволяли себе так говорить про других. Конечно, я пытался пресекать и объяснять, что «хач» — это «крест» в переводе с армянского, и нужно быть очень глупым человеком, чтобы позволять себе издеваться над этим словом.
Мне неприятно каждый раз, когда я слышу подобные ксенофобские слова. Это такой звоночек, который каждый раз напоминает тебе: ты — другой. И тот факт, что ты другой, здесь не нравится.
Первая причина — это незнание. Низкий уровень культуры, необразованность и непонимание, что такое другая культура, язык, ментальность или вера. Возвращаемся к ксенофобии — человек не понимает и боится. И начинает ненавидеть.
Вторая причина — низкий уровень жизни. Уровень достатка, социальные, финансовые проблемы. Уровень толерантности и терпимости напрямую связан с уровнем жизни населения. Когда человек батрачит в надежде заработать на кусок хлеба, он не будет думать о других культурах — скорее он будет выливать свою злость на тех, кто не разделяет его проблем. То есть на «других».
Образовываться — читать, смотреть, слушать. Если вы чувствуете в себе какое-то ксенофобское настроение, то стоит подробнее изучить ту культуру, которая вызывает у вас неприятие. Из другого исторического бэкграунда вытекает другой менталитет и вообще философия. И когда вы хотя бы немного ее поймете, то и причин ненавидеть станет меньше — потому что не будет причин бояться.
Ну и конечно, если вы привилегированная группа, то не нужно употреблять ксенофобскую лексику — те же «хач», «чурка» и «негр». Человек, произносящий эти слова, подчеркивает свою привилегированность и устанавливает право на угнетение. А в лучшем мире, в котором, я надеюсь, все хотят жить, такого права быть не должно. А вот право на любовь и уважение — вполне.