Мы готовы часами сидеть в интернетике, будто волшебная сила притянула нас туда и не отпускает. Дело не в силе воли — огромное комьюнити дизайнеров специально придумывает способы, чтобы мы как можно дольше смотрели именно на их креативы. Для этого они используют темные паттерны.
Темные паттерны — это детали интерфейса, которые манипулируют юзерами сайта или приложения, чтобы они делали то, что им не нужно. Например, подписались на рассылку, купили тысячу бесполезных мелочей или, наоборот, не смогли удалить свой аккаунт.
Ни у кого нет времени читать всё, что написано на каждой веб-странице. Чаще всего мы скролим информацию вниз и предполагаем, что одобряем cookies или отвергаем рекламу. Компании пользуются нашей невнимательностью. Они создают страницы, которые выглядят знакомо с выгодным для себя контентом.
Со стороны это может выглядеть как небрежная работа дизайнера, но использование темных паттернов всегда намеренное. Они все разработаны, исходя из человеческой психофизиологии. Учитывается наше восприятие цвета, количество объектов, их размеры и формы.
Существует довольно много разновидностей темных паттернов, рассмотрим несколько из них.
Когда знакомый элемент интерфейса меняет свою функцию. Например, знак «х», на который мы кликаем, чтобы закрыть страницу, может наоборот открыть новую или запустить нежелательное обновление. Именно так сделала компания Microsoft, пытаясь заставить пользователей обновить их операционные системы до Windows 10.
Когда вы удаляете свой аккаунт на Spotify, вам присылают слезливый брейк-ап плей-лист, где каждая песня — кусочек грустного послания. Facebook показывает фотографии ваших друзей и говорит, что они будут по вам скучать. Ну вы поняли, любым способом задевают за живое.
Если мы регистрируемся на новом сервисе и выбираем пробный период, некоторые компании просят ввести данные кредитной карточки, чтобы автоматически продлить подписку. Разумеется, многие забывают ее отменить — и через 30 дней с их карт уже снимается сумма.
Некоторые сайты изначально построены так, что на них очень легко зарегистрироваться, но почти невозможно с них удалиться. Например, чтобы уничтожить свой аккаунт на Amazon, необходимо написать в поддержку сайта, потому что это можно сделать только изнутри.
Если вы заказывали билеты на самолет в интернете, то наверняка помните, что одной из ступенек является выбор посадочных мест за отдельную плату. Из-за игры с визуальными элементами на странице многие не сразу замечают, что за удобство придется доплачивать. Они автоматически выбирают себе место, удивляясь, почему билеты мгновенно стали дороже.
Ученые из Принстонского университета выделили всего 12 паттернов. О них можно узнать подробнее на их сайте The Dark Patterns, а также посмотреть самые яркие примеры ловушек.