Назад
Вперед
Культура12 сентября
tiny-logoCreated with Sketch.Кем он был и кем он стал: как изменился андеграунд в музыке

Кем он был и кем он стал: как изменился андеграунд в музыке

249
11
16

Эксперт: Вадим Киселев

паблик «СВОИ»

В какие медиа ни загляни, все они открывают новые таланты и рассказывают про фрешменов —

каждый со своей уникальной историей для своей уникаль­ной ауди­тории.

И все изда­ния обяза­тельно при­пишут слово «андег­раунд» (мы сами любим так делать) —

будь то хоть минима­лис­тичные электрон­щики, пост-панк-бэнды или эмо-рэперы. Совместно с пабликом «СВОИ» вспом­нили, каким был андег­раунд до паб­ликов ВК и фести­валя «Боль».

Андеграунд по определению

Андеграундом принято называть явления и произве­дения искус­ства, кото­рые отли­чаются от мейнстрима. Обычно с этим поня­тием связы­вают незави­симых творцов, кото­рые известны в узких кругах и не являются частью культуры. Границы андег­раунда и мейн­стрима довольно размыты — часто их обозна­чают там, где закан­чивается коммер­циа­лизация музы­каль­ной дея­тель­ности, но общего поня­тия нет.

«В 90-е убивали людей...

…и все бегали абсолютно голые». Лихие 90-е действи­тельно были тако­выми во всех сферах жизни. Андеграунд того времени ассоции­ровался с роком, репети­циями в пустых гаражах и зарождением клубной тусовки. Самые известные клубы «Там-там», «Клуб имени Джерри Рубина», «Третий путь» не были похожи на совре­менные модные места вроде Дома куль­туры или «Ровесника». Однако они вполне напо­минали минима­лис­тичную «Ионотеку».

Там тусовались истинные контркуль­турщики и высту­пали ребята, репети­ровавшие в своих подъездах. Узнать про такие кон­церты было не так просто, и вряд ли ими кто-то интере­совался вне тусовки. Именно тогда андег­раунд рос и разви­вался очень обособ­ленно и резво — настоя­щий рок-н-ролл!

Интерес вызывала сама тусовка, ее запрет­ность и недос­туп­ность, потому что люди выгля­дели непри­вычно и бросали вызов обществу. Музыка, в особен­ности рок, высту­пала как универ­сальный протест, который можно было напра­вить куда угодно.

Почему в нынешних клубах нет андеграунда

Клубная жизнь в столице процветает — за нас уже всё ска­зали Dissonance. Но в этом и главное отли­чие от клубной культуры 90-х — нет обособ­лен­ности. Нише­вые группы по-прежнему высту­пают в малень­ких клубах, но исполни­тели и зрители стали слишком разнооб­разными — невоз­можно их при­числить к одному течению андег­раунда.

В 90-е это было взаимно — какая группа, такой и слу­шатель.

Сегодня офис­ный работ­ник может без проблем зас­кочить после работы в какой-нибудь Avangarden, послу­шать пост-панк-группу, у которой 100 подпис­чиков в паб­лике ВК.

Фото: СВОИ

Ребята будут петь о беско­нечных вписках, а офис­ный планк­тон — думать о дед­лайне.

Связь не образо­вывается — чуда не проис­ходит.

Кстати, про паблики ВК

Музыка сейчас доступна как для распро­стра­нения, так и для нахож­дения. Социаль­ные сети — мощный и относи­тельно прос­той канал, чтобы рас­сказать о себе, нежели слабые социаль­ные связи офлайн-обще­ния, пре­лести кото­рого позна­вали незави­симые артисты 90-х.

Так как выход на аудиторию стал легче, то увели­чилось и предло­жение ― теперь неболь­шие незави­симые музы­канты, то есть то, что мы обычно назы­ваем андег­раундом, играют далеко не только рок. Именно поэтому андег­раунд стал еще более слож­ным для выде­ления и опи­сания.

Обратная связь

Со времен 90-х расстояние между артис­том и слуша­телем было практи­чески стерто социаль­ными сетями. Можно просто взять и напи­сать своему кумиру в директ, а он, скорее всего, даст фид­бек. Это в целом сде­лало мас­совую куль­туру чуть ближе к андег­раундной, потому что есть пря­мая связь с артис­тами.

И таких музыкантов замечают

Мы уже сами устали от шумихи вокруг «Боли». Но «Боль» — фести­валь андег­раунда, на кото­рый были раскуп­лены все билеты. Разве это можно назвать под­польем? Вне­запно нише­вые группы превра­тились в мейн­стрим.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/underground?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально