От обмороков в тугих корсетах до полной свободы самовыражения в одежде прошло чуть больше одного века. За это относительно короткое время женщины смогли отказаться от жертв ради красоты, которые считались нормой, и начать носить то, что и красиво, и удобно, и функционально. Подробнее — о самых важных событиях на этом пути.
К корсету у женщин было, пожалуй, больше всего претензий. В нем неудобно, больно, сложно дышать. Это могло сказаться на здоровье. А еще зашнуровать корсет в одиночку — невозможно. Но открытого протеста все это долгое время не вызывало. Первые сдвиги начались, когда в конце XIX века женщины стали активнее заниматься спортом — например, верховой ездой, теннисом.
Швеям пришлось придумывать нижнее белье, которое не стесняло бы женщин в движениях. В конце 80-х годов XIX века француженка Эрмине Кадоль по просьбе своей клиентки-теннисистки обрезала корсет снизу. А в 1899 году немецкая швея Кристина Хардт предложила другую идею — женскую фуфайку с мягким низом, лямками и чашечками для бюста. Похоже на сегодняшние бельевые топы.
Тем, кто окончательно освободил женщин от корсетов, считается модельер Поль Пуаре. В 1905 году он создал платье-тунику свободного кроя, в котором не был предусмотрен корсет. И объяснил свою идею следующим образом: «Женское движение борется за свободу, а я даю женщинам свободу движения».
Еще одним борцом за женскую свободу в одежде стала Коко Шанель. Она стала шить свои модели из джерси — комфортного трикотажного материала. «Я освободила тело, отбросила акцент на талию и создала новый силуэт», — говорила она о своей находке, которая нашла множество поклонниц во всем мире.
Кстати, из трикотажа Шанель делала расклешенные брюки — и это было еще одной революцией. Чисто мужской элемент гардероба начал перебираться в женский. Позже ему в этом помогла Марлен Дитрих, носившая мужские костюмы как на экране (в таких фильмах, как «Распутная императрица» и «Марокко»), так и в жизни.
Шанель считала, что «элегантность в одежде появляется вместе со свободой движения». Многое из того, что было ею создано, полностью соответствовало этой идее. Так, знаменитый твидовый жакет помог ей одевать клиенток «в костюм, который позволял бы им чувствовать себя непринужденно, но в то же время подчеркивал их женственность».
Спорным вопросом в моде становилась длина юбки. Шанель, например, была уверена, что колени — самая непривлекательная часть тела у женщины. И поэтому предпочитала юбки, которые их закрывают. Не все были с этим согласны — так в 60-х и появилась мини-юбка, которую называют изобретением англичанки Мэри Куант. Модные образы с мини-юбкой из того времени чаще всего ассоциируют с легендарной моделью Твигги.
Большой вклад в модное «освобождение» внесло появление сначала раздельных купальников Atome от Жака Эйма, а потом еще более открытого Bikini. Многих новинка возмутила — какое-то время на общественных пляжах в Европе, Австралии и США бикини был запрещен.
Но в 50-х, когда на конкурсе «Мисс Мира» Кики Хаканссон получала корону в бикини, протест начал ослабевать. Бикини стали носить на Лазурном берегу — Брижит Бардо в 1952 году вышла на пляж в бикини во время Каннского кинофестиваля. А в 68-м актриса в бикини появилась в советском фильме «Бриллиантовая рука».
Свобода в одежде при этом все-таки не равна оголению. Сегодня многие девушки, напротив, скрывают фигуру (как, например, Билли Айлиш, которая избегает обсуждений ее тела, надевая мешковатую одежду). Oversize-силуэты и андрогинные вещи стали еще одним вариантом того, как можно выразить восприятие своей внешности через свой стиль в одежде.