Искусство11 мая
tiny-logoCreated with Sketch.6 перформансов российских арт‑активистов

6 перформансов российских арт‑активистов

644
11

Примеряя на себя стран­ные роли, худож­ники пытаются донести до общества свои мысли о вечном и «на злобу дня».

Последнее табу, охра­няемое одиноким Цербером

В 1994 году арт-деятель Олег Кулик пере­воп­лотился в собаку. Холодным ноябрьс­ким днем он выскочил обнаженным на улицу Малая Яки­ман­ка. «Поводок» удерживал коллега по пер­фор­манс-цеху Александр Бренер. В таком образе Кулик несколько минут не пускал никого в пустую галерею «Риджина».

Двумя годами позднее Кулик с  лозунгом «Звери против зверства» баллотировался на пост пре­зи­ден­та страны от пар­тии животных. Избирком за­бра­ковал его подписные листы с отпечатками кошачьих лапок, обклеенные мухами и тара­ка­нами.

Первая перчатка

В 1995 году радикальный художник Алек­сандр Бренер вышел в феврале на Красную Площадь в спортивных шортах и боксерских перчатках. Разминаясь на Лобном месте, он кричал: «Ельцин, выходи!». Суть акции Бренер объяснил так: каж­дый избиратель должен иметь доступ к пре­зиденту.

Баррикады

В 1998 году 300 человек перекрыли Боль­шую Ни­кит­скую улицу пустыми картон­ными коробками. Акция посвящалась 30-летию французской сту­ден­ческой рево­люции. Участники сканди­ровали лозунги: «За­пре­щено за­прещать!», «Вас обма­нывают!» и «Вся власть воображению!». Органи­зовало перформанс Общество Радек — группа арт-активистов, существовавшая в Москве с 1997 по 2008 годы.

Автопробег несогласных

В день «Марша несогласных» 14 апреля 2007 года по улицам Москвы ездил авто­мобиль, на крыше которого занимались любовью мужчина и жен­щина. Идею перформанса приду­мали участники арт-группы «Бомбилы»: Антон Николаев и Алек­сандр Рос­си­хин. Свою затею они объяснили тем, что, по их мнению, контроль над обществом аналогичен контролю над сексуальной жизнью.

Фото: wikimedia

Не бойся

В 2015 году художница Катрин Ненашева 30 дней ходила по Москве только в тюрем­ной робе. В пос­лед­ний день акции ее сорат­ни­ца Анна Боклер побрила Катрин налысо напротив Кремля. Деву­шек заключили под арест на трое суток. Своим перформансом они пытались привлечь внимание к проб­ле­мам женщин в российских тюрьмах.

MONO

Этот видео-перформанс о взаимо­действии чело­века и мик­ро­фона номинант Премии Кандинского Саша Пирогова представила в 2016 году. Исполь­зуя электрический уси­ли­тель звука, ставший сим­волом голоса, силы и проявления себя, испол­ните­ли ис­сле­до­вали сложные социальные отно­шения.

Просматривая перформанс вновь и вновь, его можно интер­пре­тиро­вать по-разному и наб­лю­дать динамику между челове­ческим желанием властвовать и подчи­няться.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/to_do_art?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально