Искусство9 июня
tiny-logoCreated with Sketch.Пять тенденций в современном театре на примере пяти московских спектаклей

Пять тенденций в современном театре на примере пяти московских спектаклей

344
13

Эксперт: Ольга Тараканова

Театральный критик, автор Telegram-канала «пост/постдрама»

Акцент на визуальную часть

Акцент на визуальную часть Лучшие современные режиссеры — Уилсон, Кастелуччи, Лепаж — часто ставят бессюжетные спектакли, в центре которых именно визуальные решения. Они работают с мировой жи­вописью, архаичными традициями и актуальными трендами в дизайне, чтобы создать образ, непохожий на повседневность.

Фото: Lucie Jansch

«Сказки Пушкина», Роберт Уилсон

В Москве репертуар главного театрального визуала ограничивается одним спектаклем. Составить по нему представление о мощи Уилсона возможно, хотя местным актерам было сложно сменить приемы психо­логи­чес­кого театра на фирменные замедление ритма и формальность микрожестов.

Актуальность

Для политической критики современ­ности режиссеры часто обращаются к классике: проводят параллели с нашим временем или указывают на устаревшие установки авторов. Но более прямо и мощно позволяют высказаться спектакли по новым текстам.

«Абьюз», Иван Комаров и Наталья Зайцева

Спектакль о домашнем насилии поражает современ­ностью авторского взгляда. Психо­терапев­тичность, отсылки к актуальному кино и наследие советского прошлого складываются в захватывающий и важный триллер.

Намеренная затянутость

Визуальные аттракционы с напряженными сюжетами можно отнести к видам развлечения. Современный театр, напротив, пози­ционирует себя как место для совместного труда режиссера и зрителя.

«Родина», Андрей Стадников

На «Родине» сперва полтора часа маршируют под стенограмму, а затем еще два зачитывают ранне­совет­ские документы. Некоторые зрители с интересом вслушиваются, большинство откровенно мучается, — но в итоге этот опыт наводит на размышления о советском тоталитаризме и актуальном режиме.

Сложность восприятия

Сложность восприятия Театр работает не только с сен­сорной депривацией, но и с перегрузкой информацией. Например, режиссеры привлекают современных компо­зиторов, музыка которых ушла от запоминающихся мелодий к шумовым экспериментам со сложными ритмами.


Фото: Олимпия Орлова

«Проза», Владимир Раннев

«Проза», Владимир Раннев В этой опере исполнители поют рассказ Чехова, расщепленный на после­дова­тель­ность слогов-созвучий. Одновременно актеры являются героями текста Мамлеева, который проецируется как анимированный комикс на сцену.

Фото: Олимпия Орлова

Междисциплинарность

Междисциплинарность Современный театр часто стремится раздвинуть свои пространственные границы. Например, выходить за пределы сцены-коробки в городские пространства или заимствовать форму галерейной выставки.

«Музей инопланетного вторжения», Театр взаимных действий

В Москве работает команда мощных сценографов из «Театра взаимных действий». Их адаптация «Войны миров» Уэллса к позднесоветским реалиям разво­рачи­вается как экскурсия по специ­ально создан­ному музею. Это дает зрителю свободу в изучении спектакля, которая недоступно в зале театра.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/theater?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально