В русском языке это слово относится только приему, которые используется в кино. А изначально термин пришел из литературы 15 века, но обо всем по порядку.
В 30-е Голливуд решил заботиться об общественной морали и ввел кодекс Хейса. Согласно этим правилам, в фильмах можно было показывать только правильный образ жизни: никакой крови, убийств, насилия и преступлений. Режиссеры долго не горевали и обратились к подручным средствам — в том числе и саспенсу.
«Королем саспенса» обычно называют Альфреда Хичкока, но он не был первопроходцем. Первый яркий пример саспенса можно найти в фильме 1920 года «Доктор Калигари». Сам режиссер популяризовал прием и превратил его в целую науку, посвященную тому, как завладеть вниманием зрителя.
Цель саспенса — создать у зрителя ощущение нарастающего ужаса и страха. В кино в этом приеме выделяют два вида — открытый и закрытый. Открытый саспенс строится на том, что зритель знает больше, чем персонаж, а поэтому понимает откуда идет опасность. В закрытом есть только ощущение того, что произойдет страшное, но откуда — никто не знает.
Сам Хитч предпочитал открытый саспенс. Он считал, что зритель должен знать больше, чем персонаж, чтобы ему было легче сопереживать. По его словам, «тайны редко обеспечивают саспенс, публика должна быть осведомлена обо всех событиях».
Детали, проходные реплики — мы редко их замечаем, но именно эти «улики» самые говорящие. Эти элементы создают психологическую атмосферу фильма и намекают на происходящее. Например, скрипучие половицы в начале фильма могут стать ловушкой для злодея в финале, а тень мужчины на билборде и брошенный на землю мяч в следующем кадре показывают, что хорошего можно не ожидать.
Хорошее кино умело манипулирует нашим восприятием. Для создания саспенса Хичкок экспериментировал с ритмом кадров, например, замедляя их, чтобы сделать момент тревожнее. Он играл со светом и тенью, чтобы создать зловещую атмосферу, менял линзы на камере. Такие визуальные приемы напрямую воздействуют на сознание.
Вы могли не смотреть «Психо», но культовую музыку из эпизода убийства в душе точно слышали. Весь саундтрек был исполнен на струнных инструментах, а сам режиссер позднее скажет, что 33% эффекта, который достигается при просмотре фильма, был из-за идеального аккомпанемента. Не поспоришь, просто вспомните как каждый раз рыдаете под музыку из «Гарри Поттера».
• Доктор Калигари (1920)
• Окно во двор (1954)
• Психо (1960)
• Хеллоуин (1978)
Саспенс в книгах нераздельно связан с жанром триллера. Это литературные приемы, которые автор использует, чтобы вызвать у читателя тревогу и интерес. Но в отличии от кино, тут воздействие идет только на уровне слов и предложений.
В ход идет все: таинственные описания, чередование коротких и длинных предложений, чтобы создать определенный ритм, рисует мрачных персонажей. Писатель выстраивает сюжет так, чтобы построить цепляющую интригу, которая затем воплотится в сюжетный поворот или клиффхэнгер — резкий обрыв сюжета.
• Стивен Кинг «Мизери»
• Агата Кристи «И никого не стало»
• Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»
• Ю Несбе «Снеговик»