Назад
Вперед
Культура3 марта
tiny-logoCreated with Sketch.«Мороз по коже»: Саспенс в кино и литературе

«Мороз по коже»: Саспенс в кино и литературе

316
12
15

Саспенс — это художест­вен­ный эффект, кото­рый соз­дает у зри­теля дли­тель­ное сос­тоя­ние тре­воги и «подве­шен­ности».

В русском языке это слово относится только приему, кото­рые исполь­зуется в кино. А изна­чально термин при­шел из лите­ра­туры 15 века, но обо всем по порядку.

В кино

В 30-е Голливуд решил заботиться об общест­вен­ной морали и ввел кодекс Хейса. Согласно этим пра­вилам, в филь­мах можно было пока­зывать только пра­виль­ный образ жизни: ника­кой крови, убийств, наси­лия и престу­плений. Режис­серы долго не горе­вали и обра­тились к подруч­ным средст­вам — в том числе и сас­пенсу.

«Королем саспенса» обычно называют Аль­фреда Хич­кока, но он не был перво­про­ходцем. Пер­вый яркий при­мер сас­пенса можно найти в фильме 1920 года «Доктор Кали­гари». Сам режис­сер попу­ляри­зовал прием и пре­вра­тил его в целую науку, посвя­щен­ную тому, как завла­деть внима­нием зри­теля.

Как он это делал?

Цель саспенса — создать у зрителя ощу­ще­ние нарас­таю­щего ужаса и страха. В кино в этом приеме выде­ляют два вида — откры­тый и закры­тый. Откры­тый сас­пенс строится на том, что зри­тель знает больше, чем пер­со­наж, а поэ­тому пони­мает откуда идет опас­ность. В закры­том есть только ощу­ще­ние того, что прои­зойдет страш­ное, но откуда — никто не знает.

Сам Хитч предпочитал открытый саспенс. Он счи­тал, что зри­тель должен знать больше, чем персо­наж, чтобы ему было легче сопере­живать. По его словам, «тайны редко обеспе­чивают сас­пенс, пуб­лика должна быть осве­дом­лена обо всех собы­тиях».

А вот еще приемы, которые он популяризовал:

«Улики» повсюду

Детали, проходные реплики — мы редко их заме­чаем, но именно эти «улики» самые гово­ря­щие. Эти эле­менты соз­дают психо­логи­чес­кую атмо­сферу фильма и намекают на происходящее. Напри­мер, скри­пу­чие поло­вицы в начале фильма могут стать ловуш­кой для зло­дея в финале, а тень муж­чины на бил­борде и бро­шен­ный на землю мяч в следую­щем кадре показы­вают, что хоро­шего можно не ожи­дать.

Игра зрения

Хорошее кино умело манипулирует нашим восприя­тием. Для соз­дания сас­пенса Хич­кок экспе­римен­ти­ровал с рит­мом кад­ров, напри­мер, замед­ляя их, чтобы сде­лать момент тревож­нее. Он играл со светом и тенью, чтобы соз­дать зло­ве­щую атмос­феру, менял линзы на камере. Такие визуаль­ные приемы напря­мую воз­дейст­вуют на соз­нание.

Правильная музыка

Вы могли не смотреть «Психо», но куль­товую музыку из эпи­зода убийства в душе точно слы­шали. Весь саунд­трек был испол­нен на струн­ных инстру­ментах, а сам режис­сер позд­нее скажет, что 33% эффекта, кото­рый дости­гается при про­смотре фильма, был из-за идеаль­ного акком­пане­мента. Не пос­по­ришь, просто вспом­ните как каж­дый раз рыдаете под музыку из «Гарри Поттера».

Что посмотреть:

• Доктор Калигари (1920)
• Окно во двор (1954)
• Психо (1960)
• Хеллоуин (1978)

В литературе

Саспенс в книгах нераздельно связан с жан­ром трил­лера. Это лите­ратур­ные приемы, кото­рые автор исполь­зует, чтобы выз­вать у чита­теля тре­вогу и инте­рес. Но в отли­чии от кино, тут воз­дейст­вие идет только на уровне слов и предло­жений.

В ход идет все: таинственные описания, чере­дова­ние корот­ких и длин­ных предло­жений, чтобы соз­дать опре­делен­ный ритм, рисует мрач­ных персо­на­жей. Писа­тель выс­траи­вает сюжет так, чтобы пост­роить цепляю­щую интригу, кото­рая затем вопло­тится в сюжет­ный пово­рот или клифф­хэнгер — рез­кий обрыв сюжета.

Что почитать:

• Стивен Кинг «Мизери»
• Агата Кристи «И никого не стало»
• Гиллиан Флинн «Исчезнувшая»
• Ю Несбе «Снеговик»

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/suspense_cinema_literature?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально