Искусство25 июля
tiny-logoCreated with Sketch.Культурные поколения: «клубничное поколение»

Культурные поколения: «клубничное поколение»

745
21

Продолжая серию материалов про куль­турные поколения, мы решили рас­смот­реть пред­стави­телей, с куль­турой которых мы знакомы не так хорошо, как с западной или оте­чествен­ной. Речь пойдет «о клуб­нич­ном поколении» — людях, родившихся с 1981 года по 1990-й в Китае, Тайвани и ряде других азиат­ских стран.

Термин «клубничное поколение» чаще используется в ироническом смысле. Появле­ние этого термина связано с тем, что пред­стави­телей поко­ления слишком опекали родители в детстве — как клуб­нику, которую выра­щивают в теп­ли­цах. Неоло­гизм стал попу­лярен в прессе Восточной Азии для обозна­чения демо­гра­фических точек зрения на потре­битель­ское поведение.

«Поколение клубники» часто называют аналогом поколения Y в западном мире. Другое название поколения — «семи­клас­сники», так как по офици­аль­ному лето­исчис­лению, используемому на Тайване, они родились в седьмое десятилетие (годы с 70-го по 79-й) Китайской Республики.

Идеология и ценности

Поколения родителей и родившихся после 1980-х объединяет стремление к материальному достатку, семейному счастью, уверенности в завтрашнем дне, уважение к китайской культуре и любовь к родине.

Тем не менее для «семиклассников» характерны эгоцентризм, желание выде­лить свою инди­видуаль­ность, инфан­тилизм и потре­битель­ство. Приоритетом для них являются материальные цен­ности, а также имидж, гламур, удоволь­ствия, индиви­дуальная выгода. В лич­ност­ном плане они, как правило, незрелые и несамокритичные.

Есть и позитивные черты — активность, трудолюбие, стремление к знаниям, творческий подход, любо­знатель­ность, интерес к другим культурам, виртуальная коммуникабельность и использование социальных сетей для общения и обмена опытом, прагматизм и отказ от стерео­типов.

Очевидно, что многие особенности «клуб­ничного поколения», которые вызывают непонимание и даже раз­драже­ние других пред­стави­телей азиатского общества, связаны с необ­ходимос­тью адап­тирова­ться к новым социально-экономи­ческим условиям пост­традицион­ного и инновацион­ного общества.

Литература

На период появления «клубничного поко­ления» пришлась революция в восточной литературе. Например, в Китае в 90-е годы появляется направление «нового состояния», которое наиболее чутко реагирует на новшества, связанные с разви­тием рыночной экономики в Китае.

Постмодер­низм в ней находит выражение в виде слияния элементов «чистой» и массовой литературы, утвер­жде­ния телесности и чувственности индивида.

Общим мотивом для писателей нового поколения стало демонстра­тивное изобра­жение личности вне общества, внимание к частной жизни героя, склонность к философ­ствова­нию и самоанализу, противо­постав­ление активной общес­твен­ной позиции «пассивному бунту эгоиста-одиночки».

Эти элементы нашли отклик у пред­стави­телей «поколения клубники». Ведущие авторы направления — Хэ Дунь, Шу Пин, Ли Эр, Дун Си, Хань Дун, Чжу Вэнь и др.

Стиль

Приверженность моде, яркие и экстре­мальные образы — характерные черты портрета молодых китайцев и индикатор принадлежности к поколениям пост-1980-х. Стиль одежды «клубничного поколения» отличается разно­образием, сочетанием элементов унисекса, фьюжн, панка, R&B, инфантилизма, синтезом корейских, японских и западных модных влияний.

Особой любовью пользуются вещи известных брендов, причудливые аксессуары, необычные сумки и обувь. В поисках своего стиля молодежь сочетает несо­чета­емое, не обращая внимания на удивленные и возму­щен­ные взгляды старших. Быть собой, выделяться, проявлять в имидже свою уникальность — таковы основные мотивации подобного поведения.

Если предыдущие поколения в Китае в силу социально-экономических и культурных причин не могли позволить себе собственный стиль в одежде, стеснялись выде­ляться и отличаться от остальных, то «поколение клубники» вовсю стремится к обратному.

Музыка

Представители «клубничного поколения» застали расцвет китайского рока. В Китае его называют «яогунь», появился он не так давно — в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь исполнил знаменитую песню Ничего нет», ставшую гимном студен­ческих волнений конца восьмидесятых.

Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Рок-музыка давала возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Конечно, это привлекало «клубничное поколение» с его стремлением к индиви­дуальности и разрыву шаблонов. До сих пор пред­стави­тели этого поколения пред­почитают рок, как отечественный, так и западный.

Какой след оставят

Представители «клубничного поколения» стали первыми в китайском обществе, кто стремился разорвать шаблон и при­внести новые, индиви­дуали­сти­чес­кие ценности.

Мы свидетели завершающего этапа освобождения индивида от идей традиционной социальности — она пред­полагала жесткую возрастную и половую иерархию, подчиненность, приори­тет­ность семейных, родственных и сосед­ских связей, ограниченность рамками морально-этических обязательств.

И всё это благодаря представителям данного куль­тур­ного поколения. Китай­ское общество ждет, что данное поко­ление сумеет построить гармо­ничное общество ХХI века на стыке тради­цион­ного и инновационного.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/straw?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально