Назад
Вперед
Мультики2 июля
tiny-logoCreated with Sketch.6 психоделических советских мультиков и что они значат

6 психоделических советских мультиков и что они значат

880
44
22

Все мы помним главную головоломку детства — «Ежик в тумане». Советская мультипликация была богата на странные и непонятные мультфильмы, которые снимались точно не для детей — показываем самые странные из них и рассказываем, в чем их смысл.

Эксперт: Иван Иванов

журналист, кинокритик

«Шкатулка с секретом» (1976)

Режиссер: Валерий Угаров

Мальчик спрашивает у отца, что находится внутри его музыкальной шкатулки. Тот говорит, что это секрет. А мальчик во сне попадает в шкатулку, где встречает местных жителей, которые — все, кроме клоуна-трикстера — хвалят свою жизнь в часовом механизме.

В чем суть?

«Шкатулка с секретом» — это переработанный сюжет сказки Одоевского про город в табакерке, актуальный социально-политический контекст, анимация родом из битловской «Желтой субмарины» и много песен. Даром что все герои танцуют и поют, в мультфильме сквозит тема тоталитарного государства и сопротивления, поэтому главное чудо здесь — не секрет шкатулки, а то, как такая лента могла выйти в СССР.

«Контакт» (1978)

Режиссер: Владимир Тарасов

Художник-натуралист отдыхает у озера, где встречает пришельца, который хочет с ним подружиться. Один резонно боится, а второй не знает человеческого языка и только превращается во всё, что видит вокруг. Помогает музыкальный мотив Нино Рота, который инопланетный слизень неумело повторяет за главным героем, чтобы тот понял его мирные намерения.

В чем суть?

В мультфильме, который вполне может напугать, на самом деле вполне гуманистическая мораль — не зря сам художник до неприличия похож на Джона Леннона. Не стоит бояться непонятного, ведь в этом мире мы живем под одной крышей и поэтому друг другу не враги — даже если речь идет не о животных с насекомыми, а об инопланетном разуме.

«Сказка сказок» (1979)

Режиссер: Юрий Норштейн

Под заедающий вальс в потемках танцуют пары. Волчонок смотрит за рождением ребенка. В ночь несутся эшелоны поездов. Играет Моцарт.

В чем суть?

После «Ежика в тумане» это самый главный, но часто обделяемый вниманием мультфильм Юрия Норштейна. Здесь нет единого сюжета: это скорее лабиринт его детских воспоминаний, попытка поговорить со зрителем о войне, о чистоте детства, о значении воспоминаний через образы из мировой культуры — поэтому звучат Бах с Моцартом, поэтому появляется «Мадонна с младенцем». Смотреть «Сказку сказок» надо, настроившись на эту меланхолию.

«Ух ты, говорящая рыба!» (1983)

Режиссер: Роберт Саакянц

Старый рыбак вылавливает говорящую рыбу, но отпускает ее на волю. Встречает он и существо, которое оказывается злым волшебником Ээхом. Он грозит старику смертью, если тот не поиграет с ним в загадки. Услугу возвращает рыба, которая своими загадками доводит Ээха до истерики.

В чем суть?

Армянский аниматор Роберт Саакянц оживил на экране сказку своего соотечественника Ованеса Туманяна. Простой посыл мультфильма о том, что добро всегда возвращается к каждому, здесь сочетается с торжеством абсурда и фантастической анимацией. Финал «Рыбы» вообще можно запоминать наизусть: это доведенная до абсурда словесная игра, которую нельзя перевести ни на один другой язык.

«Падал прошлогодний снег» (1983)

Режиссер: Александр Татарский

Крестьянин отправляется в лес, чтобы достать для жены елку. Занятие оказывается не из простых: в первый раз он фантазирует о том, как разбогатеет, а во второй — находит волшебную палочку... и не может себя расколдовать. В третий раз идти за елкой приходится весной.

В чем суть?

Пожалуй, это один из самых известных советских мультфильмов, новогодняя классика и шедевр пластилиновой анимации. Главного героя трудно назвать положительным, ведь все его беды только из-за собственной глупости и жадности. Но и не влюбиться в него нельзя, потому что он сыплет яркими цитатами и смешно рассуждает о счастье. Совершенно точно в нем можно узнать себя — а это самое главное.

«Бревно» (цикл «Мы — женщины») (1988)

Режиссер: Сергей Кушнеров

Звонок в дверь квартиры. На пороге — бревно. Его встречают жена и дети, которые тащат деревяшку за собой, чтобы пытать, мучать и буквально пилить. Только выйдя утром на улицу, полено превращается в человека (замученного мужа).

В чем суть?

Из цикла короткометражек «Мы — женщины» о нелегкой женской роли в советской семье эта единственная снята мужчиной. Неудивительно, что в роли несчастного находится именно глава семьи, а жена превращается практически в монстра. Это своего рода сатира на семейные отношения, бытовой хоррор, где за пять минут психоделического жужжания, визга пилы и детских криков можно сойти с ума.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/soviet_movies?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально