практикующий методист и
Но что стоит за этими красивыми, но такими неосязаемыми словами? Что именно мы учимся осознавать и где заканчивается дух и начинается тело?
Сегодня миром управляют миллениалы, поколение с абсолютно новым уровнем критического мышления, которое быстрее и четче устанавливает причинно-следственные связи, распознает обман и неискренность.
Стереотипы — гендерные, социальные, возрастные — ослабевают, стремление «как у всех» теряет ценность. Устав от поверхностных одинаковых картинок, люди объединяются в желании к лучшей жизни, к самореализации, к новой модели семьи и к работе в удовольствие.
Популярные телесные практики йоги, релаксации и медитации призваны обратить наше внимание на напряжение в теле, распознать и считать его. Однако избавиться от него, не подключая голову, не получится, ведь спусковой крючок именно там.
Сознание и тело — две равноправные единицы нашей целостности, находящиеся в постоянном диалоге. Но тело — простое и открытое, понимающее всё буквально и действующее незамедлительно, а сознание — как огромная база данных воспоминаний, паттернов и определяющего наше мировоззрение родительского бэкграунда, изъясняющаяся метафорами. Для налаженной коммуникации им нужно наше пристальное внимание и адекватный анализ.
Тело никогда не обманывает и всегда отвечает состоянием на наши самые искренние и глубинные запросы и желания. Ключевым понятием в психосоматическом консультировании является «эмоциональный (внутренний) конфликт», который и обращает внимание на наш самообман.
Например, першение в горле, когда мы не говорим что-то, что хотим сказать, или, наоборот, сказали то, что не имели в виду; или исключительно понедельничная простуда, призванная обратить наше внимание на нелюбовь к офисной пятидневке; сильная сыпь на сгибах локтей, когда мы обнимаем нелюбимых или когда нам не хватает тактильного проявления любви от близких.
Телесное реагирование активируется, когда мы игнорируем или подменяем свои истинные эмоции. То есть запрещаем себе уставать и злиться или обесцениваем свою радость, ведь всем вокруг плохо. Это происходит под давлением общества, родителей или собственных деструктивных целей, которые не разрешили переосмысливать в процессе достижения.
Соматические заболевания часто имеют причиной еще одну стратегию — так называемую вторичную выгоду. К примеру, люди, неспособные принять потерю чьей-либо любви, серьезно заболевают, чтобы навсегда привязать к себе возлюбленного (часто детей), нажимая на рычаги их сочувствия и ответственности. А люди, выросшие в частых переездах, смене локаций и без ощущения «дома», страдают от заболеваний почек, отвечающих за жизненно необходимый водообмен.
Сегодняшняя доказательная база психосоматики как дисциплины основывается на уверенном знании анатомии, структуре органов и связи того или иного вида биологической ткани с ЦНС и лимбической системой мозга и подробно описана представителями Германской Новой Медицины. Но это лишь числитель, а знаменателем в этом уравнении выступает абсолютно исключительная индивидуальность жизненных реакций.
Таким образом, у двух разных людей одно и то же или похожее заболевание может быть проявлением разных конфликтов. И тут нам нужен взгляд со стороны, специалист-консультант, который, задав вопросы, увидит, какую именно свою потребность мы не замечаем, но о которой наше тело отчаянно кричит.