На фоне взлета Clubhouse всем становится интересно, как долго он просуществует в нашем инфополе. Прежде чем обращаться к аналитике, нужно взглянуть на историю — решили вспомнить историю и разобраться, почему некоторые приложения выживают, а другие проваливаются.
В 2005 году появился термин «tumblegoing», и идея создать такой продукт буквально витала в воздухе. Дэвид Карп придумал Tumblr, когда Твиттера ещё не было — идея вести блог, состоящий из коротких фраз и практически любого контента, принесла платформе 75 000 зарегистрировавшихся пользователей в первые недели релиза.
Карп объяснял успех тем, что в Tumblr творилась настоящая свобода: «Если бы вся та чушь, которая приходит к вам в голову, оказалась в верхней части вашего профиля в Facebook, вы бы, вероятно, десять раз подумали прежде, чем это постить».
Тем не менее, история Tumblr оказалась довольно трагичной: сайт несколько раз переходил от одних родителей другим, и никто не мог понять, как превратить его в доходную, а не репутационную историю. Кроме того, проблемы усугублялись скандалом вокруг порнографии. В ноябре 2018 года приложение исчезло из AppStore — это произошло после жалоб на детскую порнографию.
Менеджеры Verizon, компании, которая на тот момент владела Tumblr, решили вопрос радикально — в начале декабря они объявили, что весь контент «для взрослых» будет скрыт. После его исчезновения аудиторные показатели Tumblr показали драматическое падение, практически 50%. Были слухи, что Pornhub заинтересовался Tumblr, но сделки не произошло.
В 2019 году Tumblr купила компания Automattic, чей владелец оптимистично смотрел на социальную сеть, собираясь повысить выручку через рекламу — однако с того момента «бума» на Tumblr не произошло, а новых фич, которые могли отвлечь всех от Твиттера и Инстаграма, до сих пор нет.
Twitter купила сервис с прямыми эфирами в 2014 году ещё до того, как состоялся официальный запуск. Periscope был создан Кейвоном Бейкпуром и Джо Бернштейном. По словам разработчиков, идея приложения пришла в голову в 2013 году — тогда Бейкпур оказался в Стамбуле, где на тот момент проходили массовые протесты. Инженер захотел узнать, что происходит на улицах, и воспользовался Twitter. Он мог читать о беспорядках, но так и не смог их увидеть. Так он придумал видеотрансляции со смартфонов.
Идея всем очень понравилась, и Periscope предлагал абсолютно новый функционал — его потенциал заметил Facebook, и через некоторое время там и в Инстаграме, а затем и на YouTube появились свои аналоги. Необходимость в отдельном приложении для прямых эфиров пропала, и количество активных пользователей заметно падало. Компания Twitter заявила о закрытии Periscope — это случится в марте 2021 года.
В сентябре 2016 года китайская компания ByteDance запустила сервис для коротких видео Douyin. В 2017 году около 80% всей аудитории мобильного интернета страны активно пользовались приложениями для публикации коротких видео. Затем появилась международная версия сервиса — TikTok, что позволило компании развиваться, не нарушая законов Китая. В ноябре 2017 года ByteDance купила караоке-приложение Musical.ly, и в августе 2018 года всех пользователей объединили в TikTok.
Мы намеренно разделили рождение и хайп Тиктока, потому что приложение выстрелило не сразу — бум на скачивания пришелся на 2019 год, через несколько лет после запуска. Умные алгоритмы, легкость в использовании и простой, расслабляющий контент были с самого начала, но приложение не получило аномальной популярности сразу.
Есть подозрение, что владельцы Тиктока изначально рекламировали его как возможность снимать короткие клипы — соответственно, танцы под музыку. И только потом пользователи поняли, что за 15 секунд можно снять жизненный ролик-мем, рассказать о важной социальной проблеме и даже прорекламировать продукт — так Тикток превратился в то, что мы видим сейчас.
Во-первых, потому что другие платформы пока не предлагают никаких аналогов, и Тикток вырос в самостоятельную социальную сеть. Во-вторых, обратимся к науке. Французский социолог Патрис Флиши разработал идею социотехнического альянса ещё в нулевых, задолго до появления Тиктока. Согласно его теории, чтобы изобретение внедрилось в общество, нужно, чтобы произошел договор между функционалом и пользователями, то есть между техническим и социальным.
Этим Тикток отличается от того же Tumblr и Periscope — аудитория дополнила функции собственным смыслом, что до сих пор делает Тикток популярным.
Сейчас всё зависит от мобильности его создателей, потому что к приложению много вопросов. Прямые трансляции, которые не сохраняются — как вставлять туда рекламу? Импровизационные дискуссии обычных людей — не лучше ли послушать хорошо смонтированные и качественные подкасты? Встретиться со своим кумиром в одной комнате — а долго ли звезды ещё будут там сидеть? В общем, влюбленность — это, конечно, хорошо, но чтобы превратить это в любовь и здоровые отношения, нужны усилия.