Назад
Вперед
Общество25 февраля
tiny-logoCreated with Sketch.Жизнь, хайп, смерть: история Tumblr, Periscope и Tiktok

Жизнь, хайп, смерть: история Tumblr, Periscope и Tiktok

283
7
16

На фоне взлета Clubhouse всем ста­но­вит­ся интересно, как долго он про­су­щест­ву­ет в на­шем ин­фо­по­ле. Прежде чем об­ра­щать­ся к ана­ли­ти­ке, нуж­но взгля­нуть на ис­то­рию — ре­ши­ли вспом­нить ис­то­рию и ра­зоб­рать­ся, по­че­му не­ко­то­рые при­ло­же­ния вы­жи­ва­ют, а дру­гие проваливаются.

Рождение и хайп Tumblr

В 2005 году появился термин «tumblegoing», и идея соз­дать такой про­дукт буквально витала в воздухе. Дэвид Карп придумал Tumblr, когда Твит­те­ра ещё не было — идея вести блог, сос­тоя­щий из коротких фраз и прак­ти­чес­ки любого контента, принесла платформе 75 000 за­ре­гист­ри­ро­вав­ших­ся поль­зо­ва­те­лей в первые недели релиза.

Карп объяснял успех тем, что в Tumblr тво­ри­лась нас­тоя­щая сво­бо­да: «Если бы вся та чушь, ко­то­рая при­хо­дит к вам в го­ло­ву, ока­за­лась в верх­ней части ва­ше­го про­фи­ля в Facebook, вы бы, ве­ро­ят­но, де­сять раз по­ду­ма­ли преж­де, чем это постить».

Смерть Tumblr

Тем не менее, история Tumblr оказалась довольно тра­гич­ной: сайт несколько раз переходил от одних ро­ди­те­лей другим, и ни­кто не мог понять, как прев­ра­тить его в до­ход­ную, а не репутационную историю. Кроме того, проблемы усу­губ­ля­лись скан­да­лом вокруг пор­но­гра­фии. В ноябре 2018 года при­ло­же­ние исчезло из AppStore — это прои­зош­ло пос­ле жа­лоб на дет­скую порнографию.

Менеджеры Verizon, компании, которая на тот момент вла­де­ла Tumblr, решили вопрос радикально — в начале декабря они объявили, что весь контент «для взрослых» будет скрыт. После его ис­чез­но­ве­ния ау­ди­тор­ные по­ка­за­те­ли Tumblr показали дра­ма­ти­чес­кое па­де­ние, прак­ти­чес­ки 50%. Были слухи, что Pornhub заинтересовался Tumblr, но сделки не произошло.

В 2019 году Tumblr купила ком­па­ния Automattic, чей вла­де­лец оптимистично смотрел на социальную сеть, со­би­ра­ясь повысить выручку через рекламу — од­на­ко с того момента «бума» на Tumblr не прои­зош­ло, а новых фич, ко­то­рые мог­ли отвлечь всех от Твиттера и Инстаграма, до сих пор нет.

Рождение и хайп Periscope

Twitter купила сервис с прямыми эфирами в 2014 году ещё до того, как состоялся официальный запуск. Periscope был создан Кейвоном Бейкпуром и Джо Берн­штей­ном. По словам разработчиков, идея приложения пришла в голову в 2013 году — тогда Бейкпур оказался в Стам­бу­ле, где на тот момент про­хо­ди­ли мас­со­вые про­тес­ты. Инженер захотел узнать, что происходит на ули­цах, и вос­поль­зо­вал­ся Twitter. Он мог читать о бес­по­ряд­ках, но так и не смог их увидеть. Так он при­ду­мал ви­део­транс­ля­ции со смартфонов.

Смерть Periscope

Идея всем очень понравилась, и Periscope предлагал аб­со­лют­но новый функционал — его потенциал заметил Facebook, и через некоторое время там и в Инстаграме, а затем и на YouTube появились свои аналоги. Не­об­хо­ди­мость в отдельном приложении для прямых эфиров про­па­ла, и количество активных пользователей заметно па­да­ло. Компания Twitter заявила о закрытии Periscope — это случится в марте 2021 года.

Рождение Tiktok

В сентябре 2016 года китайская компания ByteDance за­пус­ти­ла сервис для коротких видео Douyin. В 2017 году около 80% всей аудитории мобильного интернета страны активно пользовались приложениями для публикации ко­рот­ких видео. Затем поя­ви­лась международная версия сервиса — TikTok, что позволило компании раз­ви­вать­ся, не нарушая законов Китая. В ноябре 2017 года ByteDance купила караоке-приложение Musical.ly, и в августе 2018 года всех пользователей объединили в TikTok.

Хайп Tiktok

Мы намеренно разделили рождение и хайп Тиктока, по­то­му что приложение выстрелило не сразу — бум на ска­чи­ва­ния пришелся на 2019 год, через несколько лет пос­ле запуска. Умные алгоритмы, легкость в использовании и простой, расслабляющий контент были с самого на­ча­ла, но приложение не получило аномальной по­пу­ляр­нос­ти сразу.

Есть подозрение, что владельцы Тиктока изначально рек­ла­ми­ро­ва­ли его как возможность снимать короткие кли­пы — соответственно, танцы под музыку. И только потом пользователи поняли, что за 15 секунд можно снять жиз­нен­ный ролик-мем, рассказать о важной социальной проб­ле­ме и даже про­рек­ла­ми­ро­вать продукт — так Тик­ток превратился в то, что мы видим сейчас.

Почему Tiktok до сих пор не умер?

Во-первых, потому что другие платформы пока не пред­ла­га­ют никаких аналогов, и Тик­ток вырос в са­мос­тоя­тель­ную со­ци­аль­ную сеть. Во-вторых, обратимся к нау­ке. Фран­цуз­ский социолог Патрис Флиши раз­ра­бо­тал идею со­цио­тех­ни­чес­ко­го аль­ян­са ещё в нулевых, за­дол­го до по­яв­ле­ния Тик­то­ка. Согласно его теории, что­бы изоб­ре­те­ние внед­ри­лось в об­щест­во, нужно, чтобы прои­зо­шел до­го­вор меж­ду функционалом и пользователями, то есть между техническим и социальным.

Этим Тикток отличается от того же Tumblr и Periscope — аудитория дополнила функ­ции собственным смыслом, что до сих пор делает Тикток популярным.

Итак, станет ли хайп Clubhouse долгосрочным?

Сейчас всё зависит от мобильности его создателей, по­то­му что к приложению много вопросов. Прямые транс­ля­ции, которые не сохраняются — как вставлять туда рек­ла­му? Имп­ро­ви­за­ци­он­ные дис­кус­сии обыч­ных лю­дей — не лучше ли по­слу­шать хо­ро­шо смон­ти­ро­ван­ные и ка­чест­вен­ные подкасты? Встре­тить­ся со своим кумиром в одной комнате — а долго ли звезды ещё будут там си­деть? В общем, влюб­лен­ность — это, конечно, хорошо, но чтобы превратить это в любовь и здоровые отношения, нужны усилия.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/social_history?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально