Банальная истина, которая дает понимание, откуда берутся внутренние стереотипы и модели поведения. Разбираемся, что не так с детсадовскими обзывательствами и как они влияют на выросших детей.
К возрасту 7–8 лет дети становятся очень восприимчивы к правилам и стараются их соблюдать. Когда они видят нарушение, возникает сильное желание восстановить справедливость или просто поделиться со взрослым, чтобы он разобрался.
Это нормальная реакция, но детьми и подростками такое действие воспринимается как «стукачество». Проблема становится особенно острой, когда из-за таких доносов подростки переходят на буллинг того, кто их сдал — поэтому подростки часто не могут обратиться за помощью к взрослым.
Именно эту установку мы несем до сих пор, когда не можем сообщить о нарушении, даже если его последствия могут серьезно сказаться не только на окружающих, работе, но и нас самих.
Не хочется с ходу приплетать случаи харассмента — слишком сложный феномен, чтобы объяснить его общей детской травмой. Но, возможно, установка «стучать — плохо» является одним из многих факторов, когда жертва не может доложить о домогательстве и другом непотребном поведении в рабочем коллективе.
Во-первых, чем вам так не угодила говядина? Шутки про веганство в сторону, разбираемся с проблемой и следствием. С раннего детства нас учат делиться игрушками, тогда как ребенок получает радость от дарения только к 5 годам.
Если взрослые постоянно просят отдать подаренную машинку младшему брату или делают это без спроса, то вероятность, что ребенок станет настоящей жадиной, гораздо выше, так как он будет бояться потерять свое.
В целом «жадничество» — полезный механизм защиты своих границ, причем он работает не только в сторону того, кто не отдает, но и в обратную. Так дети начинают понимать, что не всё, что плохо лежит, может принадлежать им «просто потому что». В детском возрасте сложно отличить скупость от здорового отстаивания своих границ, но мы же уже взрослые, верно?
Во взрослом возрасте принято говорить «душнила». Поп-культура показывает нам карикатурные образы «ботаников», от которых они всячески пытаются избавиться. Исключение, конечно, составляет iconic-заумник Шелдон Купер — его всё устраивает. За зануду принимают человека, который слишком много говорит о чем-то, что неинтересно другим, или не разделяет позицию большинства.
Вне контекста внимательность к деталям, эрудиция или конформность, которая не позволяет нарушать правила, — не такие уж и плохие черты характера. Согласитесь, что осуждать за такое довольно странно.
Проблема в коммуникации возникает у всех, ведь не существует темы, которая была бы одинаково интересна абсолютно всем собеседникам. При довольно безобидных характеристиках «зануды» это слово несет негативный оттенок.
Всё должно быть в меру: если человек настаивает на чем-то, игнорируя чужое мнение, то он в какой-то момент нарушает чужие границы. Экологичное общение — это сложно! Но его главное правило — обходиться без обзывательств.