Самые популярные рэп-треки последних 5 лет, под которые любят сходить с ума подростки, — о насилии, мизогинии и грубости. Мы задумались, откуда в рэпе столько пренебрежения к женщинам и как на это отвечают девушки из индустрии.
Хип-хоп-культура зародилась в американских гетто — маргинальных кварталах, где бедность, отсутствие образования, а правда за тем, кто сильнее. Отсюда — господство патриархата, изнасилования, объективация и очень много сексизма. И хотя рэперы уже не живут за чертой бедности и оторваны от гангста-лайф, лейтмотив насилия остался.
Каноничный пример — трек Dr. Dre и Snoop Dogg с мизогинным названием Bitches Ain’t Shit. Рэперы читают о том, что bitches не годятся ни на что, кроме их сексуального удовлетворения. «Убирайся вон, как закончишь» — звучит в песне.
Спустя почти 25 лет ничего не изменилось — тому пример отгремевший мегапопулярный трек Лил Пампа и Канье Уэста I love it. Лил Памп гордо читает о том, как в Лондоне он занялся сексом с одной bitch, а затем сделал то же самое с ее сестрой или кузиной — он даже не разобрал.
Сексизм в русском рэпе проявляется не реже: феминизм приживается еле-еле, поэтому говорить о больших переменах в самой мизогинной музыке было бы странно.
Олды вроде Pharaoh, Face, Скриптонита часто выставляют женщин как объект, не слишком ласково их называют и в целом ни во что не ставят. На этом построено несколько бэнгеров, например «Пять минут назад», «Ламбада», «Дик пик».
Тем не менее даже те, кто посвящают девушкам рэп-баллады, — не меньшие сексисты. Например, Мот, который часто демонстрирует свой счастливый брак, обязательно упомянет, что его принцесса ― хрупкое создание, которое надо холить, лелеять и оберегать. И мы никого не осуждаем — просто это немного устаревшая тональность в век Бейонсе и Ники Минаж.
«…я рэп не делю по гендерному признаку — это музыка. Как и любое творчество, она не должна нести в себе половую подоплеку. Либо делай круто и меряйся со всеми, либо не делай вообще», — так говорила рэп-исполнительница Мози Монтана изданию Медуза. Мысль очень правильная — это здоровый феминизм, который, прежде всего, за равенство.
Но эти девочки стоят того, чтобы их послушать. Хип-хоп ― социальное заявление, и в кои-то веки артистки не ставят несчастную любовь как свою главную проблему.
Фото: соцсети Маша Hima