А некоторые авторы, знакомые нам еще по школьной программе — смогли, насколько позволяло время. Мы разобрались, где искать секс в русской литературе и как его изображение менялось с течением времени.
В то время как Европа уже пережила возрождение культа телесности, в целомудренной русской литературе только-только появлялись первые эротические упоминания.
Один из первых таких текстов — «Повесть о Фроле Скобееве» (конец XVII века). Главный герой пробирается в покои своей возлюбленной — и «растлевает ея девство». Это всё, что сказано — но по тем временам это вопиющий эротизм.
В начале XVIII века Петр I со своими реформами добрался и до литературы. Силой насаждался классицизм — произошло разделение литературных потоков на «высокую» и «низовую» литературу.
Классицизм — господство разума над любыми чувствами. Пафосные патриотические оды Ломоносова и Тредиаковского — супер, а любовь — это слишком несерьезно. Поэтому всё связанное с телом и страстью ушло в народ: в анекдоты, шуточки и похабные стишки.
Сентиментальная и романтическая литература смягчили нравы классицистов, и на арену вышел Пушкин-наше-всё. Тему секса любвеобильный поэт тоже стороной не обошел — взял «высокую» форму и очень удачно заключил в нее «низовое» содержание.
Удивитесь, но некоторые «непристойные» его произведения мы проходим в школе — «Руслан и Людмила», например. Баллада начинается со свадебного пира Руслана и Людмилы, на котором жених «Вздыхает, сердится, горит // И, щипля ус от нетерпенья, // Считает каждые мгновенья».
После Пушкина вся «чувственная» литература последовала по его стопам. В этом отличие русской литературы — в ней очень много намеков и полутонов, но прямым текстом о сексе не говорится. Вспомните объяснение в любви Базарова из «Отцов и детей» — его дикая страсть описана с невероятной тонкостью.
Вместе с модернизмом в литературу врывается телесность — появляется мода на андрогинность, привычные гендерные границы размываются, а тексты становятся всё откровеннее. С ужесточением советской власти на теме «чувственной любви» поставили жирный крест — партию, товарищи, вы должны любить сильнее.
Тем временем вся любовь утекает в эмиграцию. Яркий пример: самое эротическое и эстетичное произведение из школьной программы — бунинские «Темные аллеи». Бунин изобразил абсолютно все оттенки чувственности, сладострастно описывая женское тело, стадии желания и прочие «непристойности». На родине такое позволялось немногим — разве что Шолохову и его «Тихому Дону».
После ужасов Второй мировой войны русская литература пошла по пути максимально натуралистического изображения чувственной любви. В этом направлении литературный поток движется до сих пор — так пишут и современные русские писатели Пелевин, Лимонов, Быков и другие.
По материалам лекции кандидата филологических наук, старшего преподавателя факультета журналистики МГУ Егора Сартакова.