Наивысшей ценностью для девушек рубежа XVIII–XIX веков считалась «невинность». Этот довольно расплывчатый термин предполагает всякие христианские добродетели, а еще — «неискушенность». Девушек всячески берегли как бы от греха, но на деле — от добрачной беременности и испорченной репутации, имея которую они не смогут выполнить свое главное предназначение и выйти замуж.
«Аллегория целомудрия», Ганс Мемлинг, 1479 — 1480
Поэтому никакого сексуального образования девушки не получали — любого рода информация об интимных отношениях и телесности блокировалась. В частности, именно для этого уже взрослым барышням нужна была гувернантка: если в доме содержались книги «непристойного содержания» (сентиментальные зарубежные романы, например), то девушка могла их прочесть только после ее одобрения.
«Венера Урбинская», Тициан, 1534
Для тех, кто всё же добрался до французских сентименталистов, вершиной эротизма являлся поцелуй (по воспоминаниям А. Лабзиной и М. Башкирцевой). Девушки с трепетом ожидали любовных переживаний, ухаживаний, свиданий, поцелуев — но мысль о брачной ночи вызывала ужас.
«Поцелуй», Густав Климт, 1907 — 1908
Некоторым молодым дворянкам везло, и перед свадьбой мать могла поверхностно рассказать о том, что ждет невесту в брачную ночь. Иногда обязанность «просветителя» брали на себя женихи (например, этим занимался Д. И. Фонвизин), снабжая объект своего обожания нужной медицинской или художественной литературой. Иногда же девушки оставались в неведении и после свадьбы.
«Прерванное венчание», Василий Пукирев, 1877
По воспоминаниям дворянки А. Е. Лабзиной, в первый год брака ее муж занимался сексом не с ней, а с собственной племянницей. И даже когда мемуаристка застала их вместе, то, будучи совсем наивной 15-летней девушкой, не разобрала, в чем дело: «Я тогда не знала другой любви...» Позднее она назовет половые отношения «скотской любовью».
Анна Лабзина с воспитанницей, Владимир Боровиковский, 1803
У юношей того времени было куда больше возможностей для сексуального (само)образования. В их распоряжении была домашняя библиотека, доступ к которой не ограничивался. И еще так называемые дядьки из крестьянства, где царили более свободные нравы, — а также девки: крепостные, кухарки, проститутки. Если молодой человек оказывался в полку, то его багаж знаний заметно обогащался за счет товарищей.
«Завтрак на траве», Эдуард Мане, 1863
Если семья дворянина была довольно консервативной, то его свободное половое поведение порицалось, но все равно не так жестоко, как поведение девушек. Но есть и хорошие новости: о вопросах полового воспитания обоих полов стали задумываться уже в 60-е годы XIX века — и медицинская литература стала немного доступнее.
«Великий мастурбатор», Сальвадор Дали, 1929
Статья написана на основе исследований доктора исторических наук, профессора Тверского государственного университета А. В. Беловой и кандидата исторических наук, старшего преподавателя Смоленского государственного медицинского университета Н. А. Мицюк.
Материал так же проиллюстрирован картинами прерафаэлитов:
•«Тень любви», Фредерик Сэндис, 1867
•«Мария Магдалина», Фредерик Сэндис, 1858—1860
•«Срывайте розы поскорей», Джон Уильям Уотерхаус, 1908
•«Офелия», Джон Эверетт Милле, 1851—1852
•«Леди Лилит», Данте Габриэль Россетти, 1872—1873