практический психолог, психосоматотерапевт, полевой терапевт
Я в целом изначально не согласна с тем, что здоровым людям никто не нужен. Человек в любом случае развивается в социуме — относительно него и вместе с ним. Каждому необходимо быть с кем-то связанным.
Малыш изначально совсем не может выжить без матери в отличие от других представителей живой природы. Он зависим от взрослой фигуры до определенного возраста — даже физически. Именно благодаря социуму человек получает первичные знания о себе, формирует самооценку, узнает о ценностях и правилах взаимодействия. Люди изначально привязаны к другим — и самодостаточный человек тоже нуждается в окружающих.
Здоровый человек может быть привязан к другому, но так же комфортно чувствует себя и отдельно от него. Он выдерживает то, что у другого есть своя жизнь, интересы и что он в целом ― другой. Но при этом не обесценивает то, что происходит в паре. В отсутствие партнера он может чем-то себя занять, он интересен самому себе наедине или находит компанию для общения.
Здесь история о любви, взаимоуважении, поддержке, совместном и параллельном росте в паре — развиваться гораздо проще вместе, чем в одиночку, когда есть тепло, взаимопонимание и забота.
В этом контексте человек не чувствует себя счастливым без другого. Стоит партнеру уйти из комнаты, начинается паника — «Ты меня бросаешь, отвергаешь. Как ты можешь быть счастливым без меня?». Человек постоянно находится в напряжении, что что-то произойдет и контакт будет потерян. И тогда это вопрос работы с границами и ранними травмами, которые могли привести к нарушению привязанности.
Именно близость помогает выявить эти проблемы, решить их, то есть стать лучше, более цельным и развиваться. Человеку важно быть с кем-то — и без других людей научиться этому невозможно.
Любовь — это потребность в близости, которая возможна при формировании в паре надежной привязанности, когда люди чувствуют себя в безопасности, могут доверять друг другу. Они чувствуют себя принятыми, понятыми.
Каждый человек нуждается в этом, даже если он говорит обратное. Такой феномен называется контрзависимостью — человек отрицает значимость других для самого себя и стремится демонстрировать свою независимость и неуязвимость. Это тоже одна из форм нарушения привязанности.
Нарушенная привязанность не дает людям быть вместе целиком, они начинают исключать какие-то части себя или чувства, боясь, что именно такие проявления заставят партнера, например, уйти. Это опыт, который человек видел в своей семье или, возможно, сталкивался с чем-то похожим в своей жизни. В контексте отношений можно выявить и проработать травмы, стать цельным и научиться быть с людьми.
Для самых заинтересованных в теме советую почитать несколько работ про любовь и привязанность. Например, в книге «Не замужем» социолог Анна Шадрина приводит интервью с разными людьми, которые рассказывают о семье и отношениях. Эта работа дает понимание того, что в современном мире любовь вариативна и мы можем выбирать форматы взаимоотношений, которые будут наиболее комфортны.
Про привязанность много пишут эмоционально-фокусированные терапевты, в частности Сью Джонсон — рекомендую книги «Обними меня крепче», «Чувство любви». Там она подробно описывает сценарии о том, как люди попадают в разные эмоциональные истории и не могут разрешить внутренние конфликты.
Не менее ценная книга — «Пять языков любви» Гэри Чепмена. Автор описывает способы «распознавания» заинтересованности другого человека в вас и способы выразить свои чувства к другому. Применить теорию на практике поможет книжка Амира Левина и Рэйчел Хеллер «Подходим друг другу».
Это основная литература о том, как поддерживать друг друга в близости. Книги написаны простым языком и могут быть полезны людям, которые в том числе далеки от психологии и хотят сделать жизнь лучше, не погружаясь глубоко в изучение всех феноменов. Исследовав проблему и развивая эмоциональный интеллект, можно быть в близости с другим человеком и при этом оставаться собой.