«русский рэп» был своеобразным мемом, если вы хотели описать что-то безвкусное и безнадежное. Сейчас рэперы — самые богатые люди, большие инфлюенсеры и ролевые модели поколения. Как это случилось?
Главный звоночек о популярности рэпа прозвучал в 2017 году — на платформе Spotify этот жанр стали слушать на 74% больше, чем до этого. Дрейк, Кендрик Ламар и Weekend были в топ-3 по артистам.
Ту же стезю выбрала и музыкальная премия «Грэмми». В 2017-м главными номинантами стали Джей Зи, Кендрик Ламар и Дональд Гловер, и эта тенденция продолжается до сих пор.
Нынешние рэперы выводят хип-хоп на новый уровень — можно сказать, что это главная музыка в мире на данный момент. Мейнстримовый рэп прошел длинный путь: от хита 1979 года Rapper’s Delight до поп-рэп-коллабораций 2000-х. Но это не сравнится с тем успехом, который рэп имеет сейчас.
Случился не только качественный, но и количественный переворот. Технология создания трека стала легче — можно просто сделать бит на компьютере, и начало трека уже есть.
Немалую роль сыграли стриминговые платформы — SoundCloud, Spotify and Apple Music. Они открывают новые голоса для аудитории, и молодые артисты пользуются этим, чтобы заявить о себе.
Русский рэп в том виде, в котором мы его знаем, стал расцветать благодаря Versus-баттлам — бар «1703» открыл нам Оксимирона, ЛСП, Johnyboy, ST, Rickey F. Самым популярным поединком стал баттл между Оксимироном и Гнойным — 42 миллиона просмотров на YouTube.
Не менее важное событие для российской аудитории — противостояние между Оксимироном и Дизастером на английском языке в Лос-Анджелесе. В то же время набирает популярность клауд-рэп, после чего все стали респектовать Pharaoh, Kizaru и дальше по накатанной — всем представителям так называемой новой школы.