фем-ведьма, хозяйка магазина Modern Magic и издательства Modern Magic Press
Научиться точно можно. Наверняка одним это дается легче, другим сложнее. Точно так же, как все остальные дисциплины или навыки. Да и «магия» — очень широкое понятие. Например, я знаю много о картах таро, но ничего не смыслю в астрологии — огромная коллекция сохраненных мемов про Близнецов не в счет.
Что угодно! Изучать мифологию и языческие традиции. Или состоять в викканском ковене и проводить ритуалы, как в «Зачарованных». Или медитировать и делать письменные практики с картами из колоды-оракула. Или читать таро под кофеек для подруги. Или делать привороты доверчивым людям за огромные деньги (увы). Всё это и что угодно еще. Если считаешь себя ведьмой — значит, и есть ведьма.
Понятия не имею. Я умею вытаскивать карту из колоды или руну из мешочка с полусерьезным вопросом вроде «Ну как там завтра всё пройдет?», интерпретировать ответ — а на следующий день замечать, что да, так всё и было. Это можно назвать предсказанием или когнитивными искажениями. Мне не важно, как именно объяснять, но сам процесс прикольный.
Нет. Но желание навести порчу не осуждаю: это может быть вполне рабочей практикой безопасного вымещения агрессии и обиды. Это такой способ заявить обидчику, который вне твоего контроля: «со мной так нельзя».
Например, в Америке был масштабный флешмоб, когда много людей наводили порчу на Трампа. Я могу их понять. Но ждать от этого процесса советую внутреннего облегчения, а не каких-то спецэффектов для «жертвы» ритуала.
Мне нравятся языческие боги и история религий вообще. На каком-то уровне они все реальны для меня — но, строго говоря, я скорее атеистка.
В каком-то смысле все феминистки и правда похожи на ведьм. В доиндустриальном обществе ведьмами чаще всего считались как раз независимые женщины, не желавшие подчиняться патриархальным догмам. То осуждение, которое тогда доставалось ведьмам, сейчас адресуется феминисткам.
При этом у современных ведьм могут быть очень разные взгляды: есть как сторонницы, так и противницы феминизма. И всё же я считаю, что открыто признавать себя ведьмой сейчас требует большой смелости и независимого мышления. Особенно в довольно православной России.
Книги, карты, в том числе те, которые я сделала и издала сама, руны, свечи. В разных магических практиках есть огромное количество атрибутов, но я сама пользуюсь немногим.
Заклинание — по-английски spell, то есть писать или произносить. Любое слово — это заклинание. Например, если я скажу другу что-нибудь обидное, у него испортится настроение — а может, и весь день.
А на нас самих сильно влияет self-talk: то, что мы думаем про себя, внутренне говорим себе. Это всё очень серьезные заклинания. Молитва, аффирмация, письменные практики — всё это тоже работает похожим образом.
На свою точно могу. Например, магические практики помогают мне успокоиться, понять себя и отдохнуть, то есть серьезно улучшают качество жизни. Я даже могу разделить эти практики с кем-то — например, сделать расклад карт для другого человека, чтобы помочь ему прислушаться к себе.
Прямо тот самый шабаш и устраиваю вместе с коллегой и подругой. Мы проводим встречи на праздники «Колесо года» — это 8 дат, которые отмечают природные изменения. Это два солнцестояния, два равноденствия и еще четыре даты между ними. Эти праздники и называются саббатами (шабашами).
На них мы вспоминаем традиции этих праздников, сохранившиеся в культуре до сих пор еще с языческих времен, и делаем практики, соответствующие духу праздника. Эти простые ритуалы я воспринимаю как психологическую практику и дань традициям, а также как возможность замечать циклы природы даже в городе.