Вo многом, здесь виновата поп-культура, в частности, кинематограф. Решили разобраться, как киномир играл на гомосексуальных стереотипах, помогал квирам найти свой голос и создать свой киноязык.
Гомоэротика в кино ведет отсчет почти с самого начала истории кинематографа. Первый фильм об однополых отношениях назывался «Крылья» и вышел в Швеции в 1916 году. Европа, а особенно Германия, была значительно прогрессивнее в самовыражении личной свободы и чувств.
В 1919 году вышел «Не такой, как все», фильм о скрипаче, который в страхе уголовного преследования за свои предпочтения убивает себя. В его создании участвовал немецкий врач Магнус Хиршфельд, который после показов еще и вел общественные лекции и дискуссии на тему квира. А важная картина «Девушки в униформе» и вовсе стал одним из первых немецких фильмов «со звуком».
Кадр из фильма «Не такой, как все»
В то же время репрезентация ЛГБТ в Голливуде напоминала скорее мем «я что, похож на шутку?». Квир-персонажи, обычно мужчины, напоминали гиперболизированные стереотипы. Их всегда можно было узнать по манерности и эксцентричному поведению. За кадром ситуация была не лучше: хочешь быть звездой — об ориентации ни слова.
Эти тенденции быстро сошли на нет. Ценители арийской крови стали пропагандировать нравственное поведение, цензура быстро добралась до культуры, особенно до кино. Война окончательно отвлекла внимание Европы от темы однополых отношений.
Hulton Archive | Getty Images
В 1930 году в Америке приняли Кодекс Хейса, и последующие 25 лет фильмы создавались только в соответствии со строгим этическим кодом. Квир-персонажей свели к минимуму и в открытую изображали их как преступников и извращенцов.
Сексуальность предпочитали замалчивать, и лишь самые внимательные зрители могли понять, кто перед ними. Так, в фильме «Марокко» Марлен Дитрих, переодеваясь в смокинг, намекала на свою бисексуальность.
Hulton Archive | Getty Images
Западный фронт по-прежнему был более чувственным и открытым к разным темам в кино. Несмотря на оставшиеся консервативные настроения и запреты, многие европейские режиссеры говорили в своих работах об однополой любви.
Например, Жан Жене, Лукино Висконти, Бернардо Бертоллучи и Райнер Вернер Фаcсбиндер вопреки недовольству критиков показывали разные грани однополых отношений.
Кадр из фильма «Мечтатели»
Из-за отсутствия адекватной репрезентации в массовом кино почти до 70-х годов, ЛГБТ-сообщество пыталось найти себя в популярных картинах. Например, «Волшебник страны Оз» 1939 года считается в этой среде культовым, а песня “Somewhere over the rainbow” стала гей-гимном. Тем не менее, в эпоху кодекса Хейса квир-кино существовало. Но оно было низкобюджетным, не студийным и почти не имело зрителей.
Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»
В начале 60-х развитие получили движение по защите прав человека. Взгляд на квир-персонажей вновь сменился: теперь их позиционировали, как несчастных людей, которые обречены на боль и страдания. В конце фильмов эти герои погибали или сходили с ума.
После стоунволлских бунтов ситуация по-своему улучшилась. Стало появляться много независимых и подпольных фильмов. И осознав, что на гей-сообществе тоже можно заработать, студии стали создавать яркие кэмповые мюзиклы — например, «Кабаре», «Шоу ужасов Рокки Хоррора».
Michael Ochs Archives / Stringer
К 90-м годам в Голливуде стали появляться среди режиссеров возникли представители квир-сообщества, которым не нравилось, как их представляли в массовом кино. Во многом их появление связано с эпидемией ВИЧ в конце 80-х, повлекшей гомофобные настроения в обществе.
Молодые режиссёры решили показать свой беспристрастный взгляд, который часто казался радикальным. У него не было единой формы, каждый вносил в жанр что-то свое. К этому движению можно отнести, например, Дерека Жермена, Гаса Ван Сента, Грега Араки и Тода Хейнса. Именно они сделали возможным появление «Горбатой горы», «Филадельфии» или «Лунного света» среди претендентов на Оскар.
На данном этапе квир-кино перестало быть каким-то отдельным жанром. Сексуальность за пределами гетеросексуальности все чаще воспринимается, как норма.
Кадр из фильма «Зови меня своим именем» | Sony Classics
Появляется больше подростковых фильмов, типа «С любовью, Саймон» или «Зови меня своим именем». А в большинстве случаев ориентация не определяет персонажа, как личность, и отходит на второй план.
Кадр из фильма «С любовью, Саймон» | Fox 2000 Pictures
Россия, по очевидным причинам, пока находится в стороне. Снимать ЛГБТ-фильмы сложно, а западное кино часто становится жертвой цензуры. Но и у нас иногда находятся свои квир-шедевры: например, фильм «Зимняя дорога» или «АУТЛО».
Кадр из фильма «АУТЛО» | Irony Production
Это показывает, что мир меняется, и кто знает, может уже через пять лет масcовый зритель в нашей стране тоже станет более терпимым и восприимчивым к любви в любых ее проявлениях.
Кадр из фильма «АУТЛО» | Irony Production