Назад
Вперед
Искусство19 июня
tiny-logoCreated with Sketch.Из шкафа на экран: история квир-сообщества в кино

Из шкафа на экран: история квир-сообщества в кино

316
34
20

Быть квиром долгое время порицалось обществом.

Вo многом, здесь виновата поп-культура, в частности, кинематограф. Решили разобраться, как киномир играл на гомосексуальных стереотипах, помогал квирам найти свой голос и создать свой киноязык.

Немое кино

Гомоэротика в кино ведет отсчет почти с самого начала исто­рии кине­мато­графа. Пер­вый фильм об однополых отно­ше­ниях назы­вался «Крылья» и вышел в Швеции в 1916 году. Европа, а особенно Герма­ния, была значи­тельно прогрес­сивнее в само­выра­жении лич­ной свободы и чувств.

В 1919 году вышел «Не такой, как все», фильм о скри­паче, кото­рый в страхе уго­лов­ного пресле­до­вания за свои предпоч­тения уби­вает себя. В его созда­нии участ­вовал немец­кий врач Магнус Хирш­фельд, кото­рый после показов еще и вел общест­венные лек­ции и дискус­сии на тему квира. А важная кар­тина «Девушки в уни­форме» и вовсе стал одним из пер­вых немец­ких филь­мов «со звуком».

Кадр из фильма «Не такой, как все»

В то же время репрезентация ЛГБТ в Гол­ливуде напоми­нала скорее мем «я что, похож на шутку?». Квир-персо­нажи, обычно муж­чины, напо­ми­нали гипер­боли­зиро­ван­ные стерео­типы. Их всегда можно было узнать по манер­ности и эксцент­рич­ному пове­дению. За кадром ситуа­ция была не лучше: хочешь быть звездой — об ориен­тации ни слова.

Эпоха высокой морали

Эти тенденции быстро сошли на нет. Цени­тели арийс­кой крови стали пропа­ган­ди­ровать нравст­вен­ное пове­дение, цен­зура быстро добра­лась до куль­туры, осо­бенно до кино. Война окон­ча­тельно отвлекла вни­ма­ние Европы от темы одно­полых отно­шений.

Hulton Archive | Getty Images

В 1930 году в Америке приняли Кодекс Хейса, и после­дую­щие 25 лет фильмы созда­ва­лись только в соот­ветст­вии со стро­гим эти­чес­ким кодом. Квир-персона­жей свели к мини­муму и в откры­тую изо­бра­жали их как прес­туп­ни­ков и извра­щен­цов.

Сек­суаль­ность пред­по­чи­тали замал­чивать, и лишь самые внима­тель­ные зри­тели могли понять, кто перед ними. Так, в фильме «Марокко» Марлен Дитрих, переоде­ваясь в смо­кинг, наме­кала на свою бисек­суаль­ность.

Hulton Archive | Getty Images

Послевоенная Европа

Западный фронт по-прежнему был более чувст­вен­ным и откры­тым к раз­ным темам в кино. Несмотря на остав­шиеся консер­ва­тив­ные настрое­ния и запреты, многие евро­пейс­кие режис­серы гово­рили в своих работах об одно­полой любви.

Напри­мер, Жан Жене, Лукино Вис­конти, Бер­нардо Бертол­лучи и Райнер Вернер Фаcсбин­дер вопреки недо­вольству кри­тиков пока­зывали раз­ные грани одно­полых отно­шений.

Кадр из фильма «Мечтатели»

Взгляд в сторону

Из-за отсутствия адекватной репре­зен­тации в мас­со­вом кино почти до 70-х годов, ЛГБТ-сооб­щество пыта­лось найти себя в попу­лярных карти­нах. Напри­мер, «Вол­шебник страны Оз» 1939 года счи­тается в этой среде куль­товым, а песня “Somewhere over the rainbow” стала гей-гимном. Тем не менее, в эпоху кодекса Хейса квир-кино сущест­вовало. Но оно было низко­бюд­жет­ным, не сту­дий­ным и почти не имело зри­телей.

Кадр из фильма «Волшебник страны Оз»

Первые победы гуманизма

В начале 60-х развитие получили движе­ние по защите прав чело­века. Взгляд на квир-персонажей вновь сме­нился: теперь их пози­цио­ниро­вали, как несчаст­ных людей, кото­рые обре­чены на боль и стра­да­ния. В конце филь­мов эти герои поги­бали или схо­дили с ума.

После стоунволлских бунтов ситуация по-своему улуч­ши­лась. Стало появ­ляться много неза­виси­мых и под­поль­ных филь­мов. И осоз­нав, что на гей-сооб­ществе тоже можно зара­ботать, сту­дии стали созда­вать яркие кэм­повые мюзиклы — например, «Кабаре», «Шоу ужасов Рокки Хоррора».

Michael Ochs Archives / Stringer

New Queer Cinema

К 90-м годам в Голливуде стали появ­ляться среди режис­серов возникли пред­стави­тели квир-сообщества, кото­рым не нра­вилось, как их предс­тавляли в мас­совом кино. Во многом их появле­ние связано с эпиде­мией ВИЧ в конце 80-х, повлек­шей гомо­фоб­ные настрое­ния в обществе.

Молодые режиссёры решили показать свой бесприст­раст­ный взгляд, кото­рый часто казался ради­каль­ным. У него не было единой формы, каж­дый вно­сил в жанр что-то свое. К этому движе­нию можно отнести, напри­мер, Дерека Жер­мена, Гаса Ван Сента, Грега Араки и Тода Хейнса. Именно они сде­лали воз­мож­ным появле­ние «Гор­батой горы», «Фила­дель­фии» или «Лун­ного света» среди претен­ден­тов на Оскар.

Сегодня

На данном этапе квир-кино перестало быть каким-то отдель­ным жан­ром. Сексуаль­ность за пре­де­лами гетеро­сек­суаль­ности все чаще воспри­ни­мается, как норма.

Кадр из фильма «Зови меня своим именем» | Sony Classics

Появ­ляется больше под­рост­ковых филь­мов, типа «С любовью, Саймон» или «Зови меня своим именем». А в боль­шинстве случаев ориен­тация не опре­деляет персо­нажа, как лич­ность, и отходит на второй план.

Кадр из фильма «С любовью, Саймон» | Fox 2000 Pictures

Россия, по очевидным причинам, пока находится в стороне. Сни­мать ЛГБТ-фильмы сложно, а западное кино часто стано­вится жертвой цензуры. Но и у нас иногда нахо­дятся свои квир-шедевры: напри­мер, фильм «Зим­няя дорога» или «АУТЛО».

Кадр из фильма «АУТЛО» | Irony Production

Это пока­зывает, что мир меняется, и кто знает, может уже через пять лет мас­cовый зритель в нашей стране тоже станет более терпи­мым и восприим­чивым к любви в любых ее проя­вле­ниях.

Кадр из фильма «АУТЛО» | Irony Production

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/queer_cinema?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально