практикующая психологиня
Вы попадаете в замкнутый круг выученной беспомощности. Ведь без одобрения психолога вам сложно принимать решения самостоятельно. Давайте разберемся по пунктам, как всё выглядит изнутри.
«Долго» — понятие в терапии очень относительное. Потому что в целом психотерапия — это то, что начинается после 10 встреч или через полгода работы. В разных направлениях разное мнение на этот счет. До этого мы говорим о психологическом консультировании.
Длительность зависит от уровня, глубины запроса и личностных особенностей клиента. Темпы работы у всех разные: что одному медленно, другому — скоростное ралли. Важны также компетентность терапевта и так называемая «степень нарушенности». То есть насколько трудность клиента «вшита» в личность. Для этого нужно понять, как долго клиент с ней живет, когда и как она сформировалась, был ли опыт жизни без этой трудности или клиент ее помнит всю жизнь.
Поэтому можно сказать, что полгода — это слишком долго для работы над запросом типа «не могу определиться, куда ехать в отпуск» и это почти ни о чем для работы с булимией, с которой клиент живет последние лет десять.
В самом начале работы вы с психотерапевтом определяете запрос — цель вашей совместной работы. Это тот маяк, к которому вы вместе будете двигаться. Это то, от чего вы будете отмерять продуктивность работы. И с чем важно время от времени сверяться: туда ли мы идем и двигаемся ли мы вообще — тот ли это маяк, к которому важно приплыть?
Есть несколько причин:
1) Есть люди, в целом склонные впадать в зависимые отношения.
2)Есть терапевты, которым важно, чтобы от них зависели, — абсолютно нездоровый подход и признак некомпетентности. Но такие тоже встречаются, так что об этом важно знать.
В первом случае задача нормального терапевта — помочь клиенту обрести собственные опоры, поверить в способность справляться со своей жизнью и трудностями в ней. Во втором задача клиента — бежать как можно дальше от такого специалиста.
Тревожные звоночки:
• хочется общаться с терапевтом каждый день;
• вы боитесь высказать свое мнение по какому-то вопросу, хотите сначала услышать мнение психотерапевта;
• даже после длительной работы невозможно самостоятельно принять решение, не обсудив это с терапевтом;
• ваши мысли и решения терапевт критикует, высмеивает, обесценивает — и потом рассказывает, как правильно, по его мнению;
• ваш терапевт всё время ставит себя в пример вам;
• дает советы, рассказывает, как вам лучше жить, и преподносит себя идеальным человеком, который точно наставит на путь истинный;
• когда вы пытаетесь заговорить о завершении работы, вас настойчиво убеждают не бросать терапию.
Рядом с таким человеком вы начинаете считать себя мелким, незначительным, глупым и абсолютно неспособным с чем-либо справиться самостоятельно без его совета, наставлений или помощи.
Рано или поздно работа с психотерапевтом должна закончиться. Это тоже важный опыт и такая же часть терапии, как и еженедельные встречи. Два человека встретились и объединились для решения определенных задач. Когда эти задачи решены, приходит время прощаться.
Если вы чувствуете, что пора завершить терапию, но почему-то не решаетесь это сделать, беспокоитесь, тревожитесь и сомневаетесь — это хороший материал для проработки на сессии, возможно даже не на одной. Не бойтесь обсуждать это с терапевтом. Его задача — помогать вам разбираться в ваших переживаниях, включая те, которые рождаются в процессе совместной работы.
Небольшое уточнение: запросы бывают разного уровня и формат работы тоже будет отличаться. Иногда это работа на конкретную цель, а иногда регулярные встречи принимают форму «психогигиены» — это как чистить зубы и ходить к стоматологу для профилактики, чтобы потом не лечить кариес или что похуже.
Это не про зависимость до тех пор, пока клиент понимает особенности формата и знает, что со всеми своими трудностями способен справиться самостоятельно — просто с терапевтом будет легче и быстрее.