философ, некро-психотерапевт, директор Института психоанализа Глобального центра передовых исследований (Нью-Йорк, США).
Секрет: такая установка никак вам не помогает. Мы не можем стать счастливыми, просто призвав себя к счастью.
Нам приятно думать, что для счастья достаточно мыслительных усилий и правильных мотивирующих слов. На деле это просто попытка сбежать от реальности. Чувство счастья и несчастья — это эмоциональная оценка нашей жизненной ситуации. Если она нас устраивает, мы реагируем счастьем, если нет — чувством грусти. Таким образом, эмоциональное состояние — это базовая форма нашего контакта с реальностью.
Постоянное счастье и позитивное мышление, если бы такое было достижимо, означало бы потерю связи с реальностью. Христианский рай в современном мире преобразовался в идеал вечного счастья при жизни, который не имеет отношения к религии. Тем не менее он остался такой же несостоятельной выдумкой, как и загробная жизнь без страданий.
Вечное счастье невозможно. Ведь для того, чтобы быть счастливым, нужно пережить несчастье. Радость чувствуется только на контрасте с горем. Любой голливудский фильм со стандартным хэппи-эндом предполагает отсутствие или разлад счастливых обстоятельств. Этот сеттинг необходим для контраста — чтобы на фоне с ним зритель ощутил конец как счастливый.
Оборотная сторона установки «счастье = психологическое здоровье» — стигматизация противоположных негативных эмоциональных состояний: грусти, тоски, тревожности. Они считаются ненормальными болезненными состояниями психики.
Переоценка счастья и стигматизация противоположных ему состояний парадоксальным образом делает нас еще более несчастными. Когда человек находится в состоянии грусти, то есть адекватно реагирует на неприятные жизненные обстоятельства, он переживает, что не может взять себя в руки и соответствовать идеалу нормального, счастливого человека. Это только усугубляет его состояние.
Пессимистично настроенные и угрюмые люди неприятны, так как они мешают нам заниматься коллективным эскапизмом. Но то, что они неприятны, еще не значит, что они неправы. В психологии существует направление «депрессивный реализм», исследования в рамках которого показывают, что грустные люди более адекватно оценивают реальность.