Назад
Вперед
Литература6 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Что почитать из классики, чтобы понимать поп-культурные отсылки

Что почитать из классики, чтобы понимать поп-культурные отсылки

1145
67
15

Современная культура родилась из оммажей, отсылок и цитат.

Чтобы их узнавать, необходимо обладать определенной степенью начитанности и насмотренности. Но как понять, с чего начать? Не волнуйтесь — рассказываем о самых популярных классических книгах, которые давным-давно перекочевали в поп-культуру.

«Моби Дик», Герман Мелвилл

У каждого из нас есть свой огромный бе­лый кит, кото­рым мы одер­жимы. Фикса­ция капи­тана Ахава на «веч­ном зле» в виде гигантс­кой рыбешки прочно вошла в куль­туру только в ХХ веке.

Совре­мен­ники Гер­мана Мел­вилла не оце­нили его океанс­кую много­слой­ность и симво­лизм, зато это сде­лали Сти­вен Спил­берг, переос­мыс­лив роман в «Челюс­тях» и Хемин­гуэй в «Ста­рике и море». А отсылки к роману можно найти в компью­тер­ных играх и сериа­лах.

«Одиссея», Гомер

Эпическая поэма Гомера стоит особняком в миро­вой куль­туре по мно­гим причи­нам. Двадца­ти­лет­нее возвра­ще­ние царя Итаки домой сде­лало нари­цатель­ными слова «циклоп», «сирены», а отсылки к нему можно найти даже в Спанч Бобе и Симпсонах.

Самые извест­ные интер­пре­та­ции поэмы — это пост­модер­нистс­кий шедевр Джойса «Улисс» и фильм Куб­рика «2001 год: Косми­чес­кая Одис­сея».

Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

«1984», Джордж Оруэлл

«Большой брат следит за тобой»: даже если вы и не читали первоис­точ­ник Оруэлла, эту фразу, ско­рее всего, слы­шали. «1984» — одна из глав­ных антиу­топий XX века.

Экрани­за­ция романа вдох­но­вила Стива Джобса на пер­вую рек­ламу Mac, а идеи из книги появ­ляются в песнях Radiohead, аниме, попу­ляр­ных видеоиг­рах. Кстати, недавно в Рос­сии предла­гали внед­рить в школы сис­темы слеже­ния под назва­нием «Оруэлл» — вот такой реве­ранс в сто­рону клас­сики.

1984 Apple's Macintosh Commercial

«Алиса в Стране чудес», Льюис Кэрролл

Алиса Кингсли следует в нору за Белым Кро­ликом — и попа­дает в страну, где, откусив печеньку, можно изме­ниться в разме­рах, живот­ные разго­вари­вают, а коты исче­зают и улы­баются.

Британс­кая клас­сика полю­би­лась детям и взрос­лым, радуя и вдохнов­ляя людей уже более 100 лет. Отсылки к «Алисе» есть и в «Сай­лент Хилле», «Мат­рице», «Оби­тели зла». А в музыке ей призна­вались в любви психо­делич­ные Jefferson Airplane, Aerosmith и даже Гвен Стефани.

«Гамлет», Уильям Шекспир

Любая пьеса Шекспира — отличный пример, как памят­ник литера­туры продол­жает жить с годами в разных реинкар­нациях. Среди осталь­ных работ «Гамлет» выде­ляется тем, что его пытались переос­мыс­лить чаще всего.

Следы страдаю­щего принца Датс­кого можно найти в «Короле Льве», «Юж­ном парке», песнях Бейонсе, а образ чело­века с чере­пом рефлек­торно отсы­лает нас к мыс­лям о «бед­ном Йорике» и драма­тичес­кому моно­логу «Быть или не быть?».

«Рождественская песнь», Чарльз Диккенс

Из той же оперы многомил­лион­ных реинкар­наций — неболь­шой рассказ Дик­кенса. Исто­рия о том, как скупой Эбе­незер Скрудж про­водит рождест­венскую ночь в ком­пании духов Прош­лого, Настоя­щего и Буду­щего, стала неотде­лимой от британс­кой куль­туры.

Его обыгры­вали в «Симпсо­нах», «Док­торе Кто», а имя Скруджа стало нарица­тель­ным и пода­рило нам куль­тового персо­нажа из «Ути­ных историй».

Disney

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/popculture_references?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально