С розовым цветом связано много стереотипов — его называют девчачьим, гламурным, детским. Только недавно он реабилитировался: вернулся в гардеробы и макияж и даже захватил мужские отделы в магазинах, не говоря уже о символе борьбы и Женского марша в Нью-Йорке. Но так было не всегда. Рассказываем историю этого противоречивого и всеми любимого цвета.
Изначально розовый считался цветом экзотическим. В природе он встречается довольно редко и ассоциируется с розами или оперением диковинных птиц вроде фламинго. Поэтому в свое время именно розовый воплотил в себе стремление к изысканности и роскоши.
В первой половине XVIII века его начали активно использовать в живописи, интерьерах и пошиве одежды. Тогда изменились вкусы европейской знати и на смену барокко пришло рококо — стиль, который многие считали поверхностным и фривольным.
Картина: Маркиза де Помпадур
Автор: François Boucher / Scottish National Gallery
Розовый цвет можно найти и в картинах Средневековья, и в произведениях эпохи Ренессанса — например, в работах Рафаэля или Убертини. Но одним из лейтмотивов в культуре, моде и быте знати розовый стал лишь в преддверии Французской революции. Причем тогда у этого цвета не было четкой гендерной привязки: женщины носили розовые платья, мужчины — розовые сюртуки и фраки.
Кадр из фильма: Мария-Антуанетта / Bigbang SFX
В Викторианскую эпоху розовый был в моде повсеместно и символизировал юность и непорочность — возможно, из-за ассоциации с нежно-розовым румянцем как признаком стыдливости и неискушенности. Именно розовый в числе прочего рекомендовали модные журналы тех лет в качестве цвета платья юной леди для первого светского бала.
Картина: Портрет актрисы Жанны Самари / Огюст Ренуар
Импрессионисты и авангардисты сделали розовый символом романтики, мечтательности и душевного смятения — такие сюжеты можно найти в картинах Эдгара Дега, Поля Гогена, Пабло Пикассо и Анри Матисса. В творчестве последнего, как известно, выделяют целый «розовый период» — не длительный (всего два года), но один из самых значительных в его карьере.
Картина: Мальчик с трубкой / Пабло Пикассо
Есть мнение, что важную роль в возвращении розового цвета в современную культуру сыграла картина Уэса Андерсона «Отель „Будапешт“». В центре повествования — отель, фасад которого выкрашен в несколько разных — но одинаково светлых — оттенков розового.
Глобально о цвете вновь вспомнили в 2010-е, когда борьба за гендерное равенство захватила прогрессивный мир. Тогда розовый превратился в цвет силы и непокорности. Вместо того чтобы отказаться от цвета, который ассоциируется с конвенциональной женственностью, феминистки наоборот присвоили его себе, сделав женственность предметом гордости.
Сегодня розовый — в том числе цвет прогрессивной молодежи. В 2016 году даже появился специальный термин millennial pink — нежный оттенок, близкий к тому, который иногда называют лососевым.
«Вспомните все эпитеты, которые мы привыкли давать розовому, — предлагает Валери Стил, историк, директор нью-йоркского Музея Технологического института моды, где в январе завершилась выставка «Pink: The History of a Punk, Pretty, Powerful Color». — От «романтичного» и «нежного» до «дерзкого» и «сексуального»…
Подумайте о том, что все эти прилагательные — это еще и стереотипы, часто связанные с женщинами и женственностью. Но в последние несколько лет розовый превратился из исключительно «милого» и «девчачьего» в цвет крутой и андрогинный».