Наши родители были воспитаны в лучших советских традициях. И хотя за 30 лет после развала СССР уже многое в обществе изменилось, мы с вами всё еще росли в советском менталитете — со всеми его токсичными установками. Рассказываем, что нам говорили наши родителе в детстве — и почему эти установки устарели.
А почему думать о себе плохо? Главная ценность советского общества — коллектив. Все жили бок о бок в коммуналках, вмешивались в дела друг друга — неудивительно, что постоянно приходилось думать не только о собственном комфорте, но и о комфорте окружающих.
Когда вас называют эгоисткой, обычно это значит, что вы просто неудобные. Не хотите разговаривать с дальней родственницей, с которой вы никогда не виделись, решаете в выходные провести время с подружкой, а не опять ехать с родителями на дачу и т.д. Словом, вы думаете о своем комфорте и не оправдываете чужих ожиданий.
Та же логика: любишь себя — думаешь о себе — вообще не думаешь о других. Любовь к себе отождествляется с нарциссизмом, хотя это проявление здорового эгоизма.
Если вы «здоровый эгоист», то вы ставите личные цели выше общественных, амбициозны, уверены в себе. А нарциссизм — это расстройство, при котором человек поддерживает самоуважение за счет подтверждения других. Подробнее об этой разнице можно почитать вот тут.
Есть такая шутливая фраза «Мы не ищем легких путей», на которую всегда хочется ответить: «Так поищите!» У наших родителей есть своеобразный культ продуктивности: «кто не работает — тот не ест», «у нищих слуг нет», «а почему не 5?».
В советском менталитете тяжелая работа ассоциируется с порядочностью. Плюс уровень жизни был значительно ниже, соответственно, нужно было много работать, чтобы просто не голодать. Поэтому когда вы встаете в 10 утра, не гонитесь за миллионами и не упахиваетесь в ноль — для них это выглядит странно.
В противовес трудоголизму возникла концепция «work-life balance» — когда вы выстраиваете свою жизнь так, чтобы работа не занимала большую часть вашей жизни и оставалось время на себя. Подробнее о ней можно почитать в нашей истории.
Такая установка позволяла людям смиряться с той действительностью, которая существовала тогда: много чего хочется, но мало возможностей. Поэтому проще вообще ничего не хотеть и делать «как надо».
«Мам, я хочу собаку» — «Мало ли, чего ты хочешь. С ней возиться много, и вообще, кто ею будет заниматься, ты что ли?» Вжух — и ваши желания обесценились. А потом вы вырастаете и понятия не имеете, чего вы хотите, либо обрубаете свои «хотелки» на корню. «Хочется на море — хотя нет, это же надо копить, выбирать отель, очень сложно, не хочу».
Помните маму Рапунцель, которая пела песню «Мама умней»? Это культ старших — взрослый человек априори тебя умнее, мудрее и лучше. «Слушайся маму», «вырастешь — поймешь», «мала еще, чтобы о таком говорить», «начиталась фигни всякой и теперь чужое мнение транслируешь» — всё оттуда же.
Когда у вас появляется мнение (особенно в подростковом возрасте), оно обычно обесценивается. Действительно, вы же еще ребенок, как вы можете что-то понимать? Но на самом деле так вы всегда будете детьми для своих родителей — и вряд ли они резко начнут считаться с вашим мнением, как только вам стукнет 18.
Сейчас мы идем к взаимоуважению по любым вопросам — и даже если это касается мнения подростков. Потому что, может, вам и немного лет, но это совсем не значит, что вы глупая и ваши мысли не важны.