Назад
Вперед
Кино30 июля
tiny-logoCreated with Sketch.Что такое нежанровое кино и с чего начать знакомство

Что такое нежанровое кино и с чего начать знакомство

361
43
15

Эксперт: Анна Гриценко

главный редактор Cinemagraphie

Что такое кинематографический жанр

По сути своей жанр —

это определенные рамки, в которые должен быть вписан фильм. У жанрового кино есть строго определенная цель: комедии — смешат, ужасы — пугают, мелодрамы — выдавливают из сентиментального зрителя потоки слез.

Такое кино снимается

не ради творческого высказывания — скорее это продукт, который хорошо продается. Жанровое кино собирает огромные кассы по всему миру, потому что рядовой зритель, выбирая фильм, привык заранее знать, что его ожидает.

Главная функция такого кино —

развлекать зрителя, уводя его как можно дальше от реальности. Увы, жанры зачастую не справляются и с этой задачей. За долгие годы эксплуатации жанров зритель уже настолько привык к повторяющимся примам и сюжетным поворотам, что режиссерам приходится изрядно попотеть, чтобы чем-то удивить свою аудиторию.

А что в авторском кино?

Оно же фестивальное или «артхаус» — на этом поле сплошные эксперименты. Именно представители авторского кино реформируют киноязык, обогащая арсенал киноприемов, которые впоследствии популяризируют жанровые фильмы.

Приведем пример

Федерико Феллини в фильме «8 с половиной» изобрел технику «потока сознания». Это способ повествования, в котором переходы, условно, от сна к реальности никак не акцентированы, зрителю приходится приложить усилия, чтобы разобраться в происходящем на экране. Отсутствие разделителя — верный способ стимулировать зрительскую фантазию.

Авторское кино заставляет зрителя размышлять об увиденном, сравнивать, анализировать, искать параллели с другими видами искусства. Смотреть авторское кино — значит совершать духовную работу. Такие фильмы нравятся значительно меньшему количеству людей, нежели голливудские блокбастеры, поэтому авторское кино редко приносит создателям прибыль, зато их имена навсегда остаются в истории кино.

Но не всё так однозначно

В рамках жанра порой появляются настоящие бриллианты, а иные фестивальные фильмы забываются раньше, чем фестивали заканчиваются. Здесь всё зависит от таланта автора, его творческого потенциала. Из примеров авторского переосмысления жанров: триллеры Пака Чхан-Ука или мрачные сказки Тима Бёртона.

Что смотреть

В мире артхауса фигура автора — определяющая, поэтому при выборе фильма для знакомства следует ориентироваться не на название, а на имя режиссера. Топ «обязательных» фильмов для тех, кто хочет открыть для себя авторский кинематограф, традиционно возглавляют картины Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони, Жана-Люка Годара, Ларса фон Триера, Джима Джармуша, Дэвида Линча, Педро Альмодовара.

Десять фильмов, с которых рекомендую начать погружение в мир артхауса

1. «Зеркало» Андрея Тарковского
2. «Шепоты и крики» Ингмара Бергмана
3. «Ночь» Микеланджело Антониони
4. «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара
5. «Меланхолия» Ларса фон Триера
6. «Выживут только любовники» Джима Джармуша
7. «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча
8. «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара
9. «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене
10. «Любовное настроение» Вонг Кар-Вай

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/outside_genre?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально