А потом поняли, что не очень знакомы с комедийной ситуацией на
По большей части русский юмор сатирический. Так было во все времена. В письменной традиции его истоки можно найти в древнерусской литературе XIII века, а именно в «Молении Даниила Заточника». Автор жалуется суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу на свою жизнь, просит помощи и высмеивает бояр и знать. И кстати, тогда смех считался признаком дьявольщины и дурным вкусом.
В Смутные годы в народ пошли небылицы, так сатира распространялась среди простых людей в фольклоре. А в XVII веке даже появились комедийные комиксы, вернее «Лубок» — народный вид графики с довольно примитивными изображениями. Также их называли потешными листами, или «балагурником».
Чем дальше в лес, то есть в историю, тем больше юмор приобретал статус и транслировался через элиту. Для примера достанем наши конспекты по литературе за 8-й класс и посмотрим на «Недоросля» Фонвизина, где каждый персонаж выглядит как карикатура. А также вспомним басни Крылова, в которых антропоморфические животные постоянно напоминают о людях из реальной жизни.
Кстати, о Крылове. Он одним из первых запустил тренд на юмористические журналы. Самыми известными стали «Почта духов» и «Зритель». И в следующие 200 лет их количество увеличивалось. А сатирическая линия в литературе становилась более очевидной и подарила нам гений Гоголя и Салтыкова-Щедрина, чьи произведения до сих пор актуальны.
Как вы понимаете, официально крестьянам было не до шуток. Литературные памятники найти очень сложно, поэтому судить о народном юморе мы можем только по «балагурникам» и частушкам. Их следы можно найти в ранних произведениях Гоголя, которые многие считают вершиной сатиры в русской литературе.
История становится интереснее в советское время. Когда цензура стала особенно жесткой, а юмор, который транслировали через ТВ и книги, был четко определен партией, народный юмор получил новую жизнь. Культура анекдотов заиграла новыми красками.
Да, именно о них. Русские анекдоты — это всегда было что-то с чем-то. В них есть узнаваемые образы: Штирлиц, поручик Ржевский, Рабинович; определенные этнические стереотипы: чукчи, французы, украинцы, одесские евреи. Сюжеты обычно обыгрывают политические темы или жизненные ситуации — и как раз те самые стереотипы.
С точки зрения современной этики эти анекдоты часто пошлые и ксенофобские. Но если пускаться в рассуждения о русской душе и ментальности, то можно заметить, что такие шутки создавались не со зла и они не пытались никого обидеть. Чаще всего они носили ироничный и поучительный характер — и были по-русски философичны.
Нельзя сказать, что юмор в России значительно эволюционировал. Мы как смеялись и иронизировали над миром вокруг, так и продолжаем это делать. С появлением доступа к интернету количество юмора на один квадратный метр стало много больше, а цензуры относительно меньше. Это способствовало в свое время популярности Comedy Club, «Нашей Раши», а потом «Comment Out» и шуток Долгополова.
Фото: Лентач
Однако сейчас в инфопространстве всё чаще шутки подвергаются этическому ревизионизму. Возникают дискуссии о том, что смешно, а что оскорбительно. Например, Ксению Собчак стали критиковать за неэтичные шутки про темнокожих и детский харассмент. За нее вступился Саша Гудков, который считает, что шутить на острые темы надо, главное — делать это смешно.
Фото: @xenia_sobchak
Границы допустимого только начинают меняться, и еще сложно понять, как они эволюционируют. И кто знает, может, этот новый тренд на этичность приведет нас к новой ступеньке в истории русского юмора.
Фото: @gudokgudok