Искусство26 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Теневые таланты: оператор Юрий Исхаков

Теневые таланты: оператор Юрий Исхаков

533
19

За процессом создания видеоматериала — клипа, ролика, фильма — стоит большая команда.

Мы хотим больше узнать о талантах «за кад­ром» и их рабо­те. Опе­ратор-поста­новщик Little Big Production Юрий Исха­ков рас­сказал нам о тонкос­тях своей профес­сии, художест­венном по­черке и филь­мах на теле­фон.

Эксперт: Юрий Исхаков

оператор и фотограф

Начало карьеры

У меня не было проблем с выбором про­фессии — фото­графи­ровал на плен­ку еще со шко­лы. Я соби­рался посту­пать в Инже­нерно-эконо­мическую ака­демию. Но во время экза­менов за­нес свои фото­графии в Инсти­тут кино и теле­видения — и про­шел от­бор, меня поз­вали на следую­щий этап вступи­тельного кон­курса. Я ни­чего не знал ни про кино, ни про профес­сиональ­ную фото­графию. Ви­димо, прос­то звез­ды так сош­лись.

Потом успел поработать ассистентом опе­ратора, админи­стратором, вто­рым режис­сером, продю­сером. В неко­торых проек­тах был режис­сером, но опера­торская ра­бота привле­кает боль­ше все­го.

О работе режиссера и оператора

Если говорить коротко о различиях меж­ду опера­тором и режис­сером, то всё зави­сит от распре­деления ответст­венности. Режис­сер отве­чает за об­щую компо­зицию произ­ведения, вни­мание зри­теля, кино­язык и внят­ный рас­сказ. Опе­ратор отве­чает за кадр, дви­жение, фото­графи­ческий объем и плас­тику изобра­жения.

И для того, и для другого крайне важны куль­турный, визуаль­ный ба­гаж, начи­тан­ность, музыкаль­ность, чув­ство ритма и художест­венный вкус. Ко­нечно, кол­лектив обыч­но боль­ше — есть еще продю­серы, худож­ники, сцена­ристы, меха­ники, осве­тители, доль­щики. И каж­дый раз выстраи­вается уни­кальная экосис­тема отно­шений.

Профессия оператора включает худо­жествен­ную и техни­ческую состав­ляющие. Ког­да разо­брался в гай­ках, вин­тиках, стек­лах и воль­тах — ты окунаешь­ся в импрес­сионизм, клас­сицизм и совре­менное искус­ство. Потом в smm, мар­кетинг и продви­жение, а за­тем — в бокс и шах­маты. Сейчас чело­век-функ­ция одной уз­кой специа­лизации представ­ляет ма­лую цен­ность. Техно­логии удеше­вили про­цесс, и всё стало доступ­но. Для соз­дания конкуренто­способ­ного кон­тента важ­но пони­мание про­цесса цели­ком.

Операторский почерк

След каждого художника так же уни­кален, как и след каж­дого чело­века на Зем­ле. Если толпа прой­дет по пес­ку, это бу­дет след тол­пы и разгля­деть уникаль­ность каж­дого шага уже слож­но. Так и в куль­туре. Всё относи­тельно. Чем ярче произ­ведение, тем замет­ней по­черк авто­ра. Я считаю, что важ­но дер­жаться за идеи, кото­рые актуаль­ны во все вре­мена. Внут­ри себя и своей рабо­ты веду­щими являют­ся три мо­мента.

Искренность

Камера фиксирует реальность. Если вы лже­те или кто-то рабо­тает спус­тя рука­ва — зри­тель это уви­дит и поте­ряет инте­рес. Сей­час очень высо­ка конку­ренция за внима­ние аудито­рии. Важ­но его удер­жать и нахо­диться в диа­логе как мож­но доль­ше. «Настоя­щее в изобра­жении» — чело­век с каме­рой в ру­ках про­дает искрен­ность.

Истина

Истина — это та правда, которую мы сооб­щаем. Истин­ное наме­рение, кото­рым мы ве­домы. Если вы и ваша коман­да осоз­нают цель проде­лывае­мой рабо­ты, то полу­чается чис­тый, цель­ный про­дукт, понят­ный зри­телю.

Смелость

Когда снимаешь репортаж на улице, ты втор­гаешь­ся в лич­ное прос­транство про­хожих. Соз­давая кон­тент на грани обще­принятых пра­вил, ты ще­кочешь нервы общест­венному мне­нию. Хоро­шая съемка — это всег­да переша­гивание через чу­жое «нель­зя». Нужна опре­деленная сме­лость, чтобы загля­нуть туда. Если ее нет, ты оста­нешься наблю­дателем. А если ты готов разби­раться с послед­ствиями, то ока­жешься в инте­ресных ситуа­циях и, возмож­но, это понра­вится зри­телям. Тут всё зави­сит от того, на сколь­ко тебя са­мого хва­тит. Но без сме­лости ни­чего не пос­троить.

О фильмах на телефон

Есть много иллюзий и страхов о слож­ности и недо­ступности кино. Жела­ние быть незави­симыми застав­ляет нас строить иерар­хию: сна­чала зара­ботать на ка­меру, оп­тику, потом на компью­тер и т.д. Это по­теря вре­мени. Кино или любой куль­тур­ный кон­тент — это диа­лог с ауди­торией. Ка­чество ва­шего кино­языка за­висит не от доро­гих ка­мер, а от коли­чества совер­шенных оши­бок.

Чем больше ошибок и работы над ними, тем кру­че опыт. Теле­фон — это доступ­ное сред­ство. Я три коротко­метраж­ных филь­ма снял на теле­фон, и все удостое­ны наг­рад! Имейте сме­лость кося­чить и пы­тать­ся донес­ти то, что для вас важ­но.

О работе в Little Big Production

Ребятам из Little Big Production понра­вились мои съем­ки, а меня прив­лекло, как они ду­мают и куда смот­рят в куль­турном смыс­ле. Меня поз­вали де­лать клип, а затем следую­щий и следую­щий. Съем­ки — это всег­да напря­женный мо­мент. Важ­но общее сосре­дото­чение на про­цессе из-за распи­сания, переез­дов, освое­ния объек­тов. Нуж­но быстро сооб­ражать и выда­вать отве­ты, поэ­тому коман­да всег­да очень соб­ранна.

О работе с полнометражками

Я ищу проекты в полном метре. Десять лет на­зад люди, рабо­тавшие в кино, дела­ли очень дале­кий от совре­менной куль­туры про­дукт, это было край­не неин­тересно. Так я стал зани­маться вирус­ной рекла­мой, кли­пами, и этот опыт при­нес много полез­ного пони­мания. Стало ясно, как общать­ся с ауди­торией, ка­кие техно­логии рабо­тают, как удер­живать внима­ние и инте­рес зри­телей. Сей­час вре­мя для ново­го кино! Пара полно­метраж­ных проек­тов гото­вится парал­лельно друг другу — я уве­рен, что они выстре­лят!

3 примера яркой операторской работы

• «Выживший» — реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту, оператор — Эммануэль Любецки
•«Убийца» (Сикарио) — реж. Дени Вильнев, оператор — Роджер Дикинс
•«Остров собак» — реж. Уэс Андерсон, оператор — Тристан Оливер

Камера, мотор!

Не имеет значения реальность, которую прихо­дится повора­чивать под ка­меру. Очень важ­ны ощу­щения и мыс­ли, кото­рые ты транс­лируешь. Зри­тель бу­дет пере­живать? Вызы­вает ли это любо­пытство у смотря­щих? Насколько вооб­ще ну­жен этот момент или кадр? Если нахо­дятся интерес­ные от­веты на эти вопро­сы, то игра стоит свеч! Ищи­те и будь­те гото­вы к приклю­чениям. Тог­да и ря­дом будут дру­гие люди, кому это тоже близ­ко — и полу­чатся краси­вые ве­щи. А имен­но этого зри­тель и ждет.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/operator?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально