Например, блогер Данила Поперечный считает себя прогрессивным человеком, поддерживающим идеи равноправия, но при этом продолжает использовать мизогинную лексику и пусть безобидные, но сексистские шутки в стендапах. Рассказываем, как определить, что перед вами лжепрофеминист.
Делить феминисток на «правильных» и «неправильных», «адекватных» и «неадекватных» не совсем корректно — поскольку каждый вклад важен, люди бывают разные. Чаще всего за фразой «адекватный феминизм» подразумевается «удобный феминизм», то есть тот, который действовал бы где-то втихаря и не слишком мешал прежнему жизненному укладу. Но так не работает, поэтому едва ли ваш собеседник понимает, о чем он говорит.
Еще загвоздка в том, что границы «перегибов» и «адекватности» для всех разные, поэтому для кого-то «адекватность» — это мирные шествия, а для кого-то — соблюдение всех стандартов красоты и эпиляция.
Стендап-комики нередко любят шутить про секс (как Поперечный) или еще хуже — про изнасилования (как Павел Воля). Границы дозволенного в юморе тоже размыты, но профеминист вряд ли будет отпускать шутки, основанные на стереотипах, сексизме или обесценивании. И скорее всего, будет пресекать такой юмор среди друзей.
Еще одно превратное понимание феминистических идей — якобы феминизм исключает заботу, внимание или распределение обязанностей. Это манипуляция вашими убеждениями для собственной выгоды, что может быть и звоночком к абьюзу.
Иногда относительная прогрессивность в отношении равноправия парадоксально сочетается с консервативностью по остальным вопросам. Например, ваш собеседник вроде бы за равноправие, но при этом его искренне раздражает, что каст в сериале «Ведьмак» слишком уж инклюзивный.
Как мы писали, толерантность — это целое мировоззрение, поэтому быть прогрессивным выборочно не получится. И если человек сохраняет кучу предубеждений по одному из вопросов, то с высокой вероятностью и в его феминизме они тоже найдутся.