Термин означает гендерную предвзятость исследований о мозге. Иными словами, ученые будто подгоняют результаты исследования под имеющиеся стереотипы о разнице способностей и поведении мужчин и женщин. Сейчас разберем на примерах.
В XIX веке ученые не имели возможности «заглянуть» в мозг, поэтому им приходилось исследовать внешние признаки. Они взвешивали его, измеряли соотношение высоты и ширины черепа. Оказалось, что мозг женщины меньше мозга мужчины — это стало первым доказательством «неполноценности» женщин. Впоследствии предположение не подтвердилось — интеллект не зависит от размера ни мозга, ни черепа.
Эта теория появилась в 2012 году, и согласно ей тестостерон меняет структуру мозга эмбриона. Он увеличивает центры, отвечающие за агрессию и сексуальное поведение, и сокращает те, что отвечают за общение и эмоции. Отсюда и предположение, что у мужчин хуже с эмоциональным интеллектом, — но у теории множество контраргументов.
Ее проверяли на грызунах, чей мозг серьезно отличается от человеческого. Пока не существует способа напрямую измерить тестостерон в крови ребенка, а это значит, что исследователи не знают наверняка, насколько их измерения связаны с гормонами плода. Точно известно, что гормоны влияют на мозг человека, но как именно — сейчас неясно.
В этом популярном утверждении есть сразу два мифа. Первый: левое полушарие отвечает за логику, правое — за интуицию. Второй: мужчины пользуются левым полушарием, а женщины — правым. Ни то, ни другое подтверждено не было.
Что ученые действительно нашли, так это различия в соединениях в мозге мужчин и женщин. В мозге мужчин встречается больше связей внутри полушарий, а в мозге женщин — межполушарных. Правда доказать, что эти особенности имеют отношение к поведению и способностям, пока не удалось.
Нейронаука — достаточно молодая дисциплина. Поэтому, возможно, различия и есть, но найти те, которые еще не смогли опровергнуть, пока не удалось. Зато исследования, которые доказывают эти различия, публикуют в СМИ чаще, чем доказывающие их отсутствие — вот отсюда и берется научный сексизм.