«В любом случае главное в кино — монтаж, а кадр — его базовая единица». Так считал Фрэнсис Форд Коппола, и многие кинодеятели согласны с ним. О том, как сделать из набора кадров произведение искусства, рассказала режиссер монтажа Мария Сергеенкова.
режиссер монтажа фильмов «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ», «Салют-7».
У меня режиссерское образование. Когда я начинала, очень ценилось знание монтажных программ — их я освоила во время учебы. Друг пригласил монтировать сериал для Первого канала — и я начала работать вместе с замечательным режиссером Андреем Игоревичем Малюковым.
Проект за проектом я повышала свой уровень и всё больше влюблялась в профессию режиссера монтажа. Результат — мой первый «Золотой Орел» (кинонаграда, учрежденная Национальной Академией кинематографических искусств и наук России – прим. ред.) за фильм «Мы из будущего».
Раньше режиссер и режиссер монтажа работали в тесном сотрудничестве. Тут всегда были важны взаимопонимание, уважение и творческий потенциал тандема. В то время режиссер был дирижером творческого процесса — и необходимо было четко попадать в голос всего оркестра. Сейчас у нас продюсерское кино. Зачастую я лично не знакома с режиссером, фильм или сериал которого я монтирую.
Мэтры кино и выдающиеся режиссеры продолжают играть основную творческую роль в создании своего произведения. Это касается больших мейнстримных проектов, авторского кино или имиджевых рейтинговых сериалов.
В основном потоке проектов режиссер практически не участвует в монтаже. Его роль берет на себя продюсер. И сегодня большей частью именно от продюсера зависит финальное качество фильма или сериала.
Магия монтажа состоит в повествовании истории посредством видеоряда. Мы все используем слова, чтобы говорить. Соединяем их в предложения, а предложения в рассказы. Только у одних получается «Война и мир», у других — «Евгений Онегин», а у третьих — сочинение «Как я провел свое лето в третьем классе». Искусство монтажа — в соединении кадров таким образом, чтобы вызывать реакцию и неподдельные эмоции зрителя.
BBC Wales
Для меня каждый фильм — насыщенный. Все проекты, за которые я получила награды, — «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ», «Салют-7» — это интереснейшие работы, преодоление и победа.
Корнер Ворк
Иногда мелко нарезанный экшен дается легче, чем эмоциональная сцена. Выстраивание драматургии и темпо-ритма всего фильма отнимает больше душевных сил, чем простая и понятная нарезка драки, боя или бобслея.
Miramax Films
Я восхищаюсь любым хорошо сделанным фильмом. Если говорить о технических монтажных приемах, то сегодня впечатляют не они, а их удивительное применение в стилистике фильма. Сейчас легко делать и рапиды, как в «Матрице», и «засветки» Тони Скотта, и флеши «Большой маленькой лжи» или «Острых предметов». Вопрос — насколько органичны эти приемы именно в данном повествовании. Как они работают на рассказ истории и эмоцию зрителя.
Warner Bros. Pictures Co.
Монтаж хорош, если его не замечает зритель. Как только он отвлекается от истории на нарезку или скучает, потому что ничего не понятно или всё слишком медленно, — монтаж плох.