Искусство24 сентября
tiny-logoCreated with Sketch.Теневые таланты: режиссер монтажа Мария Сергеенкова

Теневые таланты: режиссер монтажа Мария Сергеенкова

150
14

«В любом случае главное в кино — мон­таж, а кадр — его ба­зовая еди­ница». Так счи­тал Фрэн­сис Форд Коп­пола, и мно­гие кино­дея­тели со­глас­ны с ним. О том, как сделать из набо­ра кад­ров произ­веде­ние искус­ства, рас­ска­зала режис­сер мон­тажа Ма­рия Сер­геен­кова.

Марина Сергеенкова

режиссер монтажа фильмов «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Батальонъ», «Салют-7».

О начале карьеры

У меня режиссерское образование. Ко­гда я начи­нала, очень цени­лось зна­ние мон­таж­ных про­грамм — их я освои­ла во вре­мя уче­бы. Друг при­гла­сил мон­тиро­вать сериал для Пер­вого кана­ла — и я нача­ла рабо­тать вмес­те с заме­чатель­ным режис­сером Андреем Иго­реви­чем Малю­ковым.

Проект за проектом я повышала свой уро­вень и всё боль­ше влю­бля­лась в про­фес­сию режис­сера мон­тажа. Резуль­тат — мой пер­вый «Золо­той Орел» (кино­награда, учреж­денная Нацио­наль­ной Ака­де­мией кине­мато­графи­ческих ис­кусств и наук Рос­сии – прим. ред.) за фильм «Мы из буду­щего».

Режиссура vs Монтаж

Раньше режиссер и режиссер монтажа рабо­тали в тес­ном сотру­дни­честве. Тут всегда были важны взаи­мо­пони­мание, ува­же­ние и твор­чес­кий потен­циал тан­дема. В то время режис­сер был дири­жером твор­чес­кого про­цесса — и необ­ходи­мо было четко попа­дать в голос всего ор­кестра. Сей­час у нас продю­серское кино. Зачас­тую я лично не зна­кома с режис­сером, фильм или сериал кото­рого я мон­тирую.

Мэтры кино и выдающиеся режиссеры про­дол­жают играть основ­ную твор­чес­кую роль в созда­нии своего произ­веде­ния. Это касается боль­ших мейн­стрим­ных проек­тов, автор­ского кино или ими­дже­вых рей­тин­говых сериа­лов.

В основном потоке проектов режиссер прак­тичес­ки не учас­твует в мон­таже. Его роль берет на себя продю­сер. И се­годня боль­шей частью именно от продю­сера зави­сит финаль­ное ка­чество филь­ма или се­риала.

Искусство монтажа

Магия монтажа состоит в повествовании исто­рии по­сред­ством видео­ряда. Мы все исполь­зуем слова, чтобы гово­рить. Сое­диняем их в пре­дло­жения, а пре­дло­жения в рас­сказы. Только у одних полу­чается «Война и мир», у дру­гих — «Евге­ний Оне­гин», а у третьих — сочи­нение «Как я про­вел свое лето в третьем клас­се». Искус­ство мон­тажа — в сое­ди­нении кад­ров та­ким обра­зом, чтобы вы­зы­вать реак­цию и непод­дель­ные эмо­ции зри­теля.

BBC Wales

О своих проектах

Для меня каждый фильм — насыщенный. Все проек­ты, за кото­рые я полу­чила на­грады, — «Мы из буду­щего», «Брест­ская кре­пость», «Батальонъ», «Салют-7» — это инте­рес­нейшие рабо­ты, прео­доле­ние и побе­да.

Корнер Ворк

Иногда мелко нарезанный экшен дается лег­че, чем эмо­цио­наль­ная сце­на. Выс­траи­вание драма­тургии и темпо-ритма всего филь­ма отни­мает боль­ше душев­ных сил, чем про­стая и понят­ная нарез­ка драки, боя или боб­слея.

Miramax Films

О монтаже сегодня

Я восхищаюсь любым хорошо сделанным филь­мом. Если гово­рить о тех­ничес­ких мон­таж­ных прие­мах, то сегод­ня впе­чат­ляют не они, а их уди­витель­ное при­мене­ние в сти­лис­тике филь­ма. Сейчас лег­ко де­лать и ра­пиды, как в «Мат­рице», и «за­светки» То­ни Скотта, и фле­ши «Боль­шой малень­кой лжи» или «Ос­трых пред­метов». Во­прос — на­сколько орга­ничны эти прие­мы имен­но в дан­ном повест­вовании. Как они рабо­тают на рас­сказ исто­рии и эмо­цию зри­теля.

Warner Bros. Pictures Co.

О хорошем монтаже

Монтаж хорош, если его не замечает зри­тель. Как толь­ко он отвле­кается от исто­рии на нарез­ку или ску­чает, пото­му что ни­чего не понятно или всё слиш­ком ме­длен­но, — мон­таж плох.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/montage?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально