Самообразование24 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Маркетинг культуры: музеи на современном рынке

Маркетинг культуры: музеи на современном рынке

1109
18

Музей уже давно не ассоциируется с местом, где искусствоведы томно ходят по залу и восхищаются экспонатами, недоступными для понимания простых смертных. Сейчас картина изменилась. Как именно — расскажет эксперт Даша Ивницкая.

Эксперт: Даша Ивницкая

Cоздатель проекта «Маркетинг культуры», автор телеграм-канала, маркетолог ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Музей меняется

Раньше он был основным источником ценностей и знаний во всем, что касается искусства. В нем не звучали вопросы — он давал авторитетные ответы. Сегодня музей вызывает массу споров и нахо­дится в центре дискуссий, ведь его глав­ной целью становится ориентация на посетителя и удовлетворение его потребностей.

Самым заметным свидетельством сдвига в сторону публики было назначение Томаса Ховинга на пост директора в нью-йоркский музей «Метрополитен» в 1967 году. Под руководством Ховинга «Метрополитен» превратился в самый вызывающий и ком­мерци­али­зирован­ный музей своего времени. Ховинг пред­став­лял себе музей как пространство массового развлечения.

Публика и ее запросы впервые стали ключом к успеху. Это привело к корен­ному пересмотру инсти­туцио­нальной практики. Все крупные музеи Западной Европы и Северной Америки сегодня имеют мощные отделы финансов, раз­ви­тия и мар­ке­тин­га. Каких-нибудь десять лет назад это было редким исключением.

Если говорить о состоянии маркетинга музеев в России, то мы только сейчас приходим к пониманию не­обхо­димости работать с посетителем. «Музейный бум» у нас начался со стратегии организации в главных музеях страны вы­ста­вок-«блок­бас­теров». Это крупно­мас­штаб­ные шоу-выставки, которые поддерживают крупные спонсоры.

Отсюда и появление агрессивных мар­кетин­говых стратегий: шумные рек­лам­ные кампании, сенсационные отклики прессы, атмосфера ажиотажа, рас­про­дажи билетов, расширенная ком­мер­че­ская деятельность музейных магазинов.

В России первый рекорд по посе­щае­мости поставила выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в конце 2015 года. На нее пришли 486 тысяч человек. Несмотря на мороз, в очереди у здания Третьяковки на Крымском Валу стояло по полторы тысячи человек.

Фото: @facebook

За последние 10 лет доля посетителей музеев выросла. 89% опрошенных заявили, что посетили хотя бы однажды какую-либо экспозицию (по данным TNS). Для сравнения — в 2008 году таких людей было на 10% меньше.

Выставки-хиты позволили музеям России по-новому взглянуть на PR-инструменты и начать разбираться в маркетинге. Спон­сор­ские бюджеты стали со­пос­та­вимы с бюджетами на маркетинг коммерческих компаний. Музейные сотрудники охотно подхватывают уже сложившиеся в биз­нес-мире тренды.

Особенно яркие тренды:

1. Диджитализация: появление нативной рекламы, спецпроектов, тизеров к выставкам.

Фото: @facebook

2. Партнерские проекты.

Фото: @facebook

3. Упрощение ком­муни­кации.

Музей стал разговаривать на языке своей аудитории. Классный пример — кампания «К импрессионистам нужно прийти» Пушкинского музея.

Фото: @facebook

4. Event-менеджмент.

В последнее время мероприятия стали главным отражением бренда музеев. Например, в мае Новая Третьяковка уста­но­вила рекорд посещаемости на «Ночь музеев» (ее посетили 10 790 человек с 18 часов и до полуночи) благодаря ориен­тирован­ной на молодежь прог­рам­ме, подготовленной к выставке «Искусство 2000-х».

Фото: @facebook

Среди прочего была ретроспектива музыки 2000-х от Deep Fried Friends, стрит-арт от Покраса Лампаса и ток-шоу об эпохе и культуре нулевых годов.

Фото: @facebook

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/marketing_of_culture?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально