Музей уже давно не ассоциируется с местом, где искусствоведы томно ходят по залу и восхищаются экспонатами, недоступными для понимания простых смертных. Сейчас картина изменилась. Как именно — расскажет эксперт Даша Ивницкая.
Cоздатель проекта «Маркетинг культуры», автор телеграм-канала, маркетолог ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Раньше он был основным источником ценностей и знаний во всем, что касается искусства. В нем не звучали вопросы — он давал авторитетные ответы. Сегодня музей вызывает массу споров и находится в центре дискуссий, ведь его главной целью становится ориентация на посетителя и удовлетворение его потребностей.
Самым заметным свидетельством сдвига в сторону публики было назначение Томаса Ховинга на пост директора в нью-йоркский музей «Метрополитен» в 1967 году. Под руководством Ховинга «Метрополитен» превратился в самый вызывающий и коммерциализированный музей своего времени. Ховинг представлял себе музей как пространство массового развлечения.
Публика и ее запросы впервые стали ключом к успеху. Это привело к коренному пересмотру институциональной практики. Все крупные музеи Западной Европы и Северной Америки сегодня имеют мощные отделы финансов, развития и маркетинга. Каких-нибудь десять лет назад это было редким исключением.
Если говорить о состоянии маркетинга музеев в России, то мы только сейчас приходим к пониманию необходимости работать с посетителем. «Музейный бум» у нас начался со стратегии организации в главных музеях страны выставок-«блокбастеров». Это крупномасштабные шоу-выставки, которые поддерживают крупные спонсоры.
Отсюда и появление агрессивных маркетинговых стратегий: шумные рекламные кампании, сенсационные отклики прессы, атмосфера ажиотажа, распродажи билетов, расширенная коммерческая деятельность музейных магазинов.
В России первый рекорд по посещаемости поставила выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в конце 2015 года. На нее пришли 486 тысяч человек. Несмотря на мороз, в очереди у здания Третьяковки на Крымском Валу стояло по полторы тысячи человек.
Фото: @facebook
За последние 10 лет доля посетителей музеев выросла. 89% опрошенных заявили, что посетили хотя бы однажды какую-либо экспозицию (по данным TNS). Для сравнения — в 2008 году таких людей было на 10% меньше.
Выставки-хиты позволили музеям России по-новому взглянуть на PR-инструменты и начать разбираться в маркетинге. Спонсорские бюджеты стали сопоставимы с бюджетами на маркетинг коммерческих компаний. Музейные сотрудники охотно подхватывают уже сложившиеся в бизнес-мире тренды.
Фото: @facebook
Музей стал разговаривать на языке своей аудитории. Классный пример — кампания «К импрессионистам нужно прийти» Пушкинского музея.
Фото: @facebook
В последнее время мероприятия стали главным отражением бренда музеев. Например, в мае Новая Третьяковка установила рекорд посещаемости на «Ночь музеев» (ее посетили 10 790 человек с 18 часов и до полуночи) благодаря ориентированной на молодежь программе, подготовленной к выставке «Искусство 2000-х».
Фото: @facebook
Среди прочего была ретроспектива музыки 2000-х от Deep Fried Friends, стрит-арт от Покраса Лампаса и ток-шоу об эпохе и культуре нулевых годов.
Фото: @facebook