Назад
Вперед
Общество2 октября
tiny-logoCreated with Sketch.Нормально ли «судить по обложке»: как относиться к лукизму

Нормально ли «судить по обложке»: как относиться к лукизму

1482
9
13

Лукизм считается самой изворотливой фор­мой дискриминации. Шеймеры обы­чно оправ­дываются фра­зой «почему я не мо­гу выс­казывать свое мнение?», при­крывая не­этич­ность. С лукизмом мы стал­киваемся в соцсетях, на сайтах знакомств, на работе — из-за этого сло­жно ответить на вопрос: «нормально ли судить о людях по внеш­ности?». Постара­лись разоб­раться во всех тонкостях и раз­граничить мнение от хам­ства.

Определение лукизма

Лукизм — дискриминация по внешности, физической привлекательности. Крите­рием являются стандарты красоты, при­ня­тые в конк­ретном обществе. Тер­мин появи­лся в 70-х годах прошлого века в США во время начала борьбы с фэтшеймингом.

А что ученые?

Проблема лукизма стала объектом инте­реса социологов, психологов и экономис­тов. Многие ис­следователи приводят до­казательства того, что физически прив­лекательные люди имеют больший успех на работе и в личной жизни.

Черия Хаммер в статье «Взгляд в лукизм: оценка дискриминации на основе физи­ческой привле­кательности» при­водит в при­мер огромное количество работ в сфе­ре HR. Авторы отмечают, что прив­лека­тельная внешность влияет на зарп­лату, количество рабочих часов (особен­но эта зависимость проявляется среди де­вушек — более привлека­тельные рабо­тают меньше), карьерный рост и шансы быть принятым на работу.

Социологи Бардак и МакЭндрю проводи­ли эксперимент, в ходе которого наблю­дали за собеседованием на работу. Ис­сле­дова­ние показало, что работо­датели пред­почитали брать более привлекате­льных людей. И эти предпочтения сох­ранялись, даже когда канди­дат был одет не подо­бающим для инте­рвью образом.

Самая сильная дискриминация по внеш­ности наблюдается в Южной Корее. Эта страна пережила жесткую индустриали­зацию и урбанизацию за короткое время, что явилось причиной высокой конкурен­ции на рынке труда. Так, возраст, пол и внеш­ность стали частым требованием к канди­дату. И кстати, в Южной Корее проводится самое большое количество пластических операций на одного чело­века.

Лукизм и интернет

Самое очевид­ное проявление лукизма в XXI веке — это знакомство в соцсетях. Тин­дер пол­ностью построен на лукиз­ме — «определите, подходит ли вам человек по его фотогра­фии».

Похожий механизм действует в инстагра­ме. Мы можем подписаться на пользова­теля с приятной внешностью, неосознан­но приписывая ему другие положитель­ные качества — наверное, он творческий, интересный, забавный. Такой эффект да­же имеет название — эффект ореола. Это когнитивное искажение, при котором ка­кая-либо черта внешности влияет на впе­чатление о человеке, вещи или явлении в целом.

Этично ли говорить людям об их внешности

В восхищении чей-то внешностью нет ничего пло­хого. Проблема возникает, ког­да мы думаем, что можем судить о ком-то по облож­ке, — особенно, если наш вы­вод вызывает негативные эмоции. Злоб­ные комментарии в соцсетях или заме­чания в духе «ты что, поправилась?» не приводят ни к чему, кроме расстройств.

Такие высказывания не мотивируют че­ловека измениться только потому, что вам что-то не нра­вится. Скорее всего, они станут почвой для комплексов или скры­той агрессии, обиды. Не стоит оправдывать свои замечания по поводу внешности желанием «помочь изме­ниться» — это не имеет ничего общего с реальностью. Намного правильнее наз­вать такое поведением хамством.

Во многих ситуациях борьба с лукиз­мом не в нашей власти. Но прежде, чем выс­казать кому-нибудь замечание о его вне­ш­ности, подумайте, зачем вы это дела­ете. Чем это поможет другому человеку? Если ответ «ничем», то оставьте суждение при се­бе. Мы не призываем относиться к луки­зму хорошо или плохо — просто помните о чувстве такта. А еще о тала­нтах, которые не очевидны при первом взгляде на человека.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/lookism?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально