Назад
Вперед
Литература14 апреля
tiny-logoCreated with Sketch.«Я вас любил»: кто из русских классиков учит нездоровой любви?

«Я вас любил»: кто из русских классиков учит нездоровой любви?

1739
88
14

Читаете себе книжки в школе и вздыхаете: вот бы испытать те же чувства!

Однако каждый писатель представлял себе любовь по-разному — и эти изображения не всегда похожи на модель здоровых отношений. Перечитали школьную литературу и рассказываем, кому из писателей лучше не подражать.

Иван Бунин

Автор самого эротичного произведения сереб­ря­ного века — «Тем­ных аллей» — всегда рас­смат­ривал любовь как «сол­неч­ный удар»: яркий и силь­ный порыв страсти, спо­соб­ный пере­вер­нуть душу и изме­нить жизнь чело­века навсегда. Повезло, если такое чувство взаимно, как в однои­мен­ном рас­сказе. А если нет?

К сожалению, в некоторых рассказах Бунин роман­ти­зи­рует изна­си­ло­ва­ния и хар­рас­мент. Его герои-муж­чины часто не в силах совла­дать с собой: в «Тане» герой пле­нился зад­ранной юбкой спя­щей 16-летней дере­венс­кой девушки и изна­си­ловал ее во сне, в «Лег­ком дыха­нии» Олю Мещерс­кую застре­лил любов­ник-офицер, когда узнал, что ее когда-то совра­тил друг ее отца.

Федор Достоевский

Достоевский почти не говорит о любви прямо — его больше инте­ре­суют духов­ные иска­ния и социаль­ные разно­гла­сия. Но ни в одном из его рома­нов мы не встре­тим здо­ро­вых отно­шений между влюб­лен­ными.

Соня Мармеладова и Раскольников сошлись как будто от безыс­ход­ности, Кате­рина Ива­новна в «Братьях Кара­ма­зо­вых» нес­колько лет убеж­дала себя, что она любит Митю Кара­ма­зова, чтобы отбла­го­дарить его за благо­родство. А рев­ность Мити к Гру­шеньке нас­только велика, что он даже гро­зится убить отца, если она в итоге выбе­рет не Митю, а его.

Кстати, у Достоевского в принципе инте­ресна концеп­ция счастья:

его обяза­тельно нужно «выстра­дать», и только тогда оно будет ценно. Вероятно, с любовью это рабо­тает так же.

Александр Куприн

Самое неоднозначное произведение у «собрата» Бунина — «Грана­товый брас­лет». Каза­лось бы, исто­рия настоя­щей и беско­рыстной любви г-на Желт­кова к замуж­ней даме Вере Шеиной: он уви­дел ее, еще неза­муж­нюю, где-то мель­ком и понял, что влюб­лен, — а затем писал ей пол­ные чувств письма в тече­ние семи лет. В конце повести Куп­рин остав­ляет Веру в слезах и подво­дит итог: «та любовь, о кото­рой мечтает каж­дая жен­щина, прошла мимо нее».

На самом деле любовь Желткова — своего рода зависи­мость: «Слу­чи­лось так, что меня не инте­ресует в жизни ничто: ни поли­тика, ни наука, ни фило­софия, ни забота о буду­щем счастье людей — для меня вся жизнь заклю­чается только в Вас».

По сути, Желтков — это типичный стал­кер: сохра­няя ано­ним­ность и тол­ком не зная свою даму, он взва­ливает на Веру груз своей «любви». Согла­ситесь, было бы странно регу­лярно полу­чать от незна­комца призна­ния — тем более если этого чело­века вы никогда не встре­чали.

Михаил Лермонтов

Главный toxic boy русской литературы Лер­мон­тов в романе «Герой нашего вре­мени» час­тично изо­бра­зил самого себя: типич­ного абью­зера, эгоиста и мани­пуля­тора. В главе «Княжна Мери» автор по сути пропи­сывает под­роб­ную тактику завое­вания девушки.

Печорин поэтапно сначала вызывает интерес Мери, затем раздра­жает ее и совер­шает оскор­би­тель­ные поступки — а потом говорит ей, что все это из-за боль­шой любви к ней. Все это допол­няется краси­вой леген­дой о труд­ном детстве для жалост­ливого эффекта. Печо­рин, конечно, тот еще player и ника­ких чувств к девушке не испыты­вает, но абью­зеры и мани­пуля­торы в основ­ном дейст­вуют по этой же схеме.

А у кого тогда всё хорошо?

Банально, но у Пушкина. Вся его любов­ная лирика про­пи­тана тепло­той и благо­дар­ностью ко всем жен­щи­нам, кото­рые были в его жизни — чего стоит хотя бы каноничное стихотворение «Я вас любил...» или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». So sweet!

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/literature_unhealthy_love?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально