Однако каждый писатель представлял себе любовь по-разному — и эти изображения не всегда похожи на модель здоровых отношений. Перечитали школьную литературу и рассказываем, кому из писателей лучше не подражать.
Автор самого эротичного произведения серебряного века — «Темных аллей» — всегда рассматривал любовь как «солнечный удар»: яркий и сильный порыв страсти, способный перевернуть душу и изменить жизнь человека навсегда. Повезло, если такое чувство взаимно, как в одноименном рассказе. А если нет?
К сожалению, в некоторых рассказах Бунин романтизирует изнасилования и харрасмент. Его герои-мужчины часто не в силах совладать с собой: в «Тане» герой пленился задранной юбкой спящей 16-летней деревенской девушки и изнасиловал ее во сне, в «Легком дыхании» Олю Мещерскую застрелил любовник-офицер, когда узнал, что ее когда-то совратил друг ее отца.
Достоевский почти не говорит о любви прямо — его больше интересуют духовные искания и социальные разногласия. Но ни в одном из его романов мы не встретим здоровых отношений между влюбленными.
Соня Мармеладова и Раскольников сошлись как будто от безысходности, Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых» несколько лет убеждала себя, что она любит Митю Карамазова, чтобы отблагодарить его за благородство. А ревность Мити к Грушеньке настолько велика, что он даже грозится убить отца, если она в итоге выберет не Митю, а его.
его обязательно нужно «выстрадать», и только тогда оно будет ценно. Вероятно, с любовью это работает так же.
Самое неоднозначное произведение у «собрата» Бунина — «Гранатовый браслет». Казалось бы, история настоящей и бескорыстной любви г-на Желткова к замужней даме Вере Шеиной: он увидел ее, еще незамужнюю, где-то мельком и понял, что влюблен, — а затем писал ей полные чувств письма в течение семи лет. В конце повести Куприн оставляет Веру в слезах и подводит итог: «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
На самом деле любовь Желткова — своего рода зависимость: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».
По сути, Желтков — это типичный сталкер: сохраняя анонимность и толком не зная свою даму, он взваливает на Веру груз своей «любви». Согласитесь, было бы странно регулярно получать от незнакомца признания — тем более если этого человека вы никогда не встречали.
Главный toxic boy русской литературы Лермонтов в романе «Герой нашего времени» частично изобразил самого себя: типичного абьюзера, эгоиста и манипулятора. В главе «Княжна Мери» автор по сути прописывает подробную тактику завоевания девушки.
Печорин поэтапно сначала вызывает интерес Мери, затем раздражает ее и совершает оскорбительные поступки — а потом говорит ей, что все это из-за большой любви к ней. Все это дополняется красивой легендой о трудном детстве для жалостливого эффекта. Печорин, конечно, тот еще player и никаких чувств к девушке не испытывает, но абьюзеры и манипуляторы в основном действуют по этой же схеме.
Банально, но у Пушкина. Вся его любовная лирика пропитана теплотой и благодарностью ко всем женщинам, которые были в его жизни — чего стоит хотя бы каноничное стихотворение «Я вас любил...» или «На холмах Грузии лежит ночная мгла...». So sweet!