Назад
Вперед
Литература28 мая
tiny-logoCreated with Sketch.Кто из русских классиков пишет о здоровой любви

Кто из русских классиков пишет о здоровой любви

690
36
10

Кто из наших классиков токсики, мы уже разобрались.

Но неужели в русской литературе нет хороших примеров здоровых отношений? Сказать честно, собрать эту историю оказалось не так-то просто, но мы справились — и делимся, какие писатели знали толк в здоровой любви.

Александр Пушкин

Как мы уже писали, у Александра Сергее­вича все хорошо в поэзии. А если гово­рить про прозу, то на ум сразу при­ходит милей­шая и нем­ного сенти­мен­таль­ная исто­рия любви Петра Гри­нева и Маши Миро­новой из «Капи­танс­кой дочки».

Отношение к Маше Мироновой — лакму­совая бумажка для персо­нажей Гри­нева и Шваб­рина. Послед­ний никак не может при­нять отказ, поэтому не про­тив лиш­ний раз ска­зать про капи­танс­кую дочку какую-нибудь гадость. Гри­нев же весь роман ста­рается посту­пать «по чести», поэтому он не смеет даже дотро­нуться до девушки без ее согла­сия. Даешь active consent!

Лев Толстой

И хотя личная жизнь писателя вызывает скорее оттор­жение, в лите­ра­туре Толс­той придер­жи­вался хоро­ших вещей. В част­ности, для героев Толстого в люби­мом чело­веке должно соче­таться «нравст­вен­ное» и «физи­чес­кое» — если пере­водить на совре­мен­ный язык, то парт­нер их привле­кает интел­лек­туально и сек­суально.

Такая философия прослеживается на исто­рии Наташи Росто­вой. Она восхи­ща­лась муд­ростью и благо­родст­вом Бол­конс­кого, но вряд ли он был бы для нее источ­ником эмо­ций. Ана­толь Кура­гин в совре­мен­ном мире отлично подо­шел бы для one night stand, но не для дли­тель­ных отно­шений. А в Пьере, по задумке писа­теля, Наташа нашла и то, и дру­гое.

Эпилог «Войны и мира» — настоящая семей­ная уто­пия: Наташа и Пьер души не чают друг в друге, отно­сятся с пони­ма­нием и неж­ностью, самоот­вер­женно забо­тятся о детях. Почти таким же рисуется брак Кити Щер­бацкой и Констан­тина Левина в «Анне Каре­ниной». Их отно­шения и семья являются для них целью, поэ­тому даже в ссорах они стараются идти друг другу навст­речу и устра­нить их при­чину.

Николай Чернышевский

«Что делать?» задумывался как роман о «новых людях», способ­ных изме­нить общество к луч­шему. Поэ­тому все герои даже в самых слож­ных и запу­тан­ных ситуа­циях ведут себя пугающе рассу­ди­тельно. Напри­мер, студент-медик Лопу­хин, когда пони­мает, что его жена и его друг, Вера Пав­ловна и Кирсанов, влю­блены друг в друга, пони­мающе сходит со сцены, ими­тируя самоу­бийство, чтобы Вера могла выйти замуж.

Чернышевский в каком-то смысле пред­вос­хитил поня­тие «лич­ных гра­ниц». В доме Веры и Кирса­нова есть нейт­раль­ные и ненейт­раль­ные (лич­ные) ком­наты — вход во вто­рые воз­можен только после стука. А Кирса­нов не просто предос­тав­ляет жене вести тот образ жизни, кото­рый ей нра­вится, и не просто поддер­живает ее начи­нания — но и живо инте­ре­суется ее жизнью.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/literature_healthylove?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально