— сын Индианы Джонса, отважный друг трансформеров и победитель десептиконов, а также один из самых авангардных личностей последнего десятилетия. Вспоминаем самые яркие моменты его биографии.
Детство Лабафа было нелегким. Мать — танцовщица, отец — ветеран Вьетнама с ПТСР и сопутствующими расстройствами. Сам Шайя с 10 лет выступал в стендап-клубах, чтобы заработать и попросту выжить. Вскоре он завел агента и через какое-то время попал в «Дисней».
«Мышиный» канал годами был конвейером для молодых и талантливых звездочек. Его роль в подростковом ситкоме «Зажигай со Стивенсами» стала прорывом. Сериал шел три года и до сих пор считается одним из лучших продуктов канала. Благодаря своей популярности Шайя стал получать небольшие роли в таких фильмах, как «Константин», «Я, робот», «Тупой и еще тупее».
В 2007 году Лабаф получил главную роль в франшизе главного голливудского взрывателя Майкла Бэя — «Трансформерах». Этим он закрепил себя в рядах звезд высшего эшелона, вызывая всё больше внимания к своей карьере. Затем были роли в возрождениях «Индианы Джонса» и «Уолл-Стрит. Деньги не спят». Роли Шайи вписывались в архетип недотепы, который в процессе становился более мужественным.
Однако безоблачная жизнь принца блокбастеров вызывала у Лабафа экзистенциальный кризис. Он начал искать более рисковые роли и бросаться в них с головой. Увлечение method acting и желание стереть грань между своей личностью и образами, которые он играет, привели его к современному искусству и акционизму.
В 2014 году Шайя сыграл в скандальной «Нимфоманке» Ларса Фон Триера. На премьере фильма на Берлинском фестивале он появился с бумажным пакетом на голове, где огромными буквами было написано «Я больше не знаменит». С учетом проблем с алкоголем и частых сообщений в СМИ о его склоках на съемочных площадках перформанс показался странным и тревожным.
Позже этот пакет вернулся на голову Лабафа в его перформансе под названием #IAMSORRY. Для него Шайя встречался с посетителями арт-галереи один на один, давая им возможность в полной тишине делать с ним что угодно. Через свои акции он пытался стать ближе к людям и снять с себя ореол звездности.
Художники LaBeouf, Rönkkö & Turner
Видели гифку, где Шайя с невозмутимым лицом хлопает в ладоши? Это кадр из лайв-версии песни «Actual Cannibal Shia Labeouf» музыканта Роб Кантор. В ней протагонист попадает ночью в лес и ему приходится убегать от Лабафа, который по криповости сравнится с любым маньяком из хорроров.
Вскоре после этого появилась классика, где Шайя Лабаф ходит у зеленого экрана и агрессивно мотивирует всех на свершения, крича «Джаст ду ит!». Интернет пополнился шедевром и ремиксами, мы зарядились антипрокрастиционной энергией, а Шайя продолжал поиски себя.
Это особенно заметно в перформансе #ALLMYMOVIES, в котором актер устроил трехдневную ретроспективу своих фильмов для себя и всех желающих. Всё это время камера снимала реакцию Шайи на его работы. Зрители перформанса подмечали, насколько актеру было радостно смотреть свои ранние работы.
Сейчас Шайя подуспокоился и не шокирует общественность, разве что иногда появляется на публике в цветных леггинсах или в майке с собором Василия Блаженного. В своем последнем фильме «Хороший мальчик» он выступил сценаристом и рассказал о сложных отношениях с отцом, а также сыграл его.
Шайа ЛаБаф и Миа Гот
Критики высоко оценили фильм и актерскую игру Шайи. А ему самому, кажется, удалось выбраться на новые вершины постиронии и стать лицом этой новой искренности, где понятия «личность» и «образ» размываются и перестают иметь смысл.