Арт-директор джаз-клуба «Эссе», автор телеграм-канала «Доброе утро, Вьетнам!», солист группы Vas’
В цикле Killer Queens я буду вспоминать «тех самых» женщин-компаньонов — женщин, которые наблюдали за становлением великих музыкантов и переживали вместе их непростое похмелье. Начнем, пожалуй, с самой главной для меня истории любви в рок-музыке.
Главная песня, посвященная Мэри, — Love Of My Life. Примечательно, что песня была записана в 1975 году на пластинке A Night At The Opera, но была частью сет-листов большинства туров группы вплоть до заключительного в 1986-м.
Спустя 10 лет после смерти Фредди Меркьюри в одном из редких интервью Мэри сказала об утрате любимого: «Я потеряла кого-то, кто был моей вечной любовью. Когда он умер, я почувствовала, будто мы были женаты. Невозможно было представить жизнь без него, а после его ухода — особенно».
Мэри Джорджина Остин росла в бедной семье. Ее отец был резчиком обоев, а мать — домохозяйкой. Оба родителя были глухими и общались на языке жестов. Мэри в 15 лет бросила школу и устроилась работать помощницей секретаря в супермаркете.
В 1970 году, в 19 лет, Мэри впервые увидела Фредди. В то время она уже работала пиарщицей в Biba. Это было место тусовки и шоу-рум — бутик с экстравагантной одеждой. Там отоваривалась хипстерская молодежь.
Фредди очень понравилась Мэри, но он долго стеснялся рассказать ей о своих чувствах и в любое свободное время просто приходил к ней на работу в компании друзей. Один из товарищей — Брайан Мэй — несколько раз гулял с юной красоткой, но убедившись, что пара из них с Мэри никудышная, представил будущих влюбленных друг другу. Через пять месяцев Фредди предложил Мэри встречаться.
Фредди дарил Мэри свои рисунки, так как денег у него не водилось. Мэри не боялась бедности. Но она испугалась после одного из первых концертов Queen, увидев, как Фредди со всех сторон окружают девушки и друзья, и подумала, что может потерять любимого.
Она даже пошла тогда к выходу, но Фредди ее догнал. И пара решила жить долго и счастливо, снимая на двоих комнату в Кенсингтоне. Фредди вырос в семье дипломата и знал, что такое роскошь, а Мэри была простой и скромной девушкой — однако все, кто встречал их, говорили, что они созданы друг для друга: застенчивые и вдумчивые, они были очень органичной парой.
В 1971 году Фредди побывал в гостях у отца Мэри. Мать к тому времени уже умерла, и отец, несмотря на присутствие в доме довольно эпатажного юноши, вел себя крайне приветливо. Мэри предвкушала скорую свадьбу с молодым, набирающим популярность музыкантом.
С 1973-го по 1975 год Queen выпустили четыре альбома, исколесили всю Великобританию, Европу, Японию и США, записали «Богемную рапсодию» и только к тому времени наконец начали зарабатывать деньги. Некоторое время Фредди и Мэри снимали квартиру в том же Кенсингтоне, но уже аж за 19 фунтов в неделю — вдвое дороже.
Мэри путешествовала с группой, но продолжала работать в Biba и некоторые части туров пропускала. В самый разгар тура, посвященного выходу альбома A Night At The Opera, Мэри, уже уставшая ждать свадьбы, рассказала Фредди, что нашла чудесное свадебное платье и думает его купить. Фредди ей ответил, что сейчас не лучшее время.
До Мэри всё чаще и чаще доходили слухи о многочисленных изменах Фредди, и она, конечно, подозревала неладное. Однажды Фредди набрался смелости и рассказал ей о том, что не был ей верен и имел связи с разными женщинами и мужчинами.
Мэри Остин рассказывала об этом эпизоде: Фредди пришел ко мне и обо всем рассказал, потом добавил: «Мне кажется, я бисексуален». «Мне кажется, ты гей», — ответила я ему, и мы обнялись.
Несмотря на то, что Мэри прощала Фредди все его выходки, в этой ситуации она была крайне задета. Она решила съехать от него и прекратить отношения. Однако Фредди купил Мэри Остин квартиру рядом с той, которую они недавно купили вместе, и попросил ее быть рядом с ним вне зависимости от того, что с ними происходит, с кем каждый из них и как больно бы ни было в этот момент. Мэри не отказала Фредди и, кажется, еще больше его полюбила. Фредди назначил ее главой фан-клуба Queen.
Первый брак Мэри с Пирсом Кэмероном распался из-за того, что новый избранник Остин постоянно ощущал себя недостаточно важным для нее. Действительно, и Фредди, и Мэри публично говорили о том, что никто и никогда не заменит им друг друга.
Фредди даже старался тактично исчезать из жизни Мэри, но, когда у нее родился сын, она позвала Меркьюри быть его крестным. Первые слова, которые сказал мальчик, были «трактор» и «гитара» — обоим его научил Фредди, который был без ума от ребенка Мэри и Пирса.
«Мэри была моим единственным другом, и другой мне не нужен», — как-то сказал Меркьюри. «До сих пор считаю ее своей гражданской женой — это был настоящий брак. Мы верили друг в друга, а для меня этого достаточно. Я не могу полюбить мужчину так, как я любил Мэри... Мы так и состаримся вместе. Не представляю своей жизни без нее».
Начало 80-х в жизни Фредди Меркьюри было абсолютно сумасшедшим: сумасшедшие тусовки, взлеты и падения, а еще легендарный фестиваль Live Aid, на котором выступление Queen было безоговорочно признано лучшим. Считается, что незадолго до этого выступления Фредди узнал, что смертельно болен.
Он не знал, как долго сможет выступать, поэтому попросил менеджмент организовать новый тур, который стал последним и самым триумфальным. Конечно же, Мэри была первой, кто узнал о болезни Фредди.
Мэри вспоминала: «Самое печальное то, что если бы он был осторожнее, то жил бы до сих пор. С современными достижениями медицины многое изменилось. Думаю, Фредди постепенно дошел до того, что стал считать себя неуязвимым».
Меркьюри скрывал от общественности свою болезнь до самой смерти. Когда Фредди подготовил завещание, в котором завещал Мэри свой дом и 50 процентов своего состояния, он сказал ей: «Если бы всё повернулось по-другому, ты была бы моей женой и этот дом в любом случае был бы твоим».
Фредди, помимо прочего, назначил Мэри хранительницей секрета о своем захоронении. И когда не так давно мир всколыхнула новость о найденной могиле, Мэри ответила журналистам коротко: «Фредди просил меня хранить эту тайну, а я никогда не предавала его при жизни и никогда не предам после смерти. Никто не узнает о месте его захоронения».
Сейчас Мэри одинока. Со своим вторым мужем она тоже разошлась. Она по-прежнему живет в Гарден Лодж — доме, который хранит всю невероятную историю Фредди Меркьюри.