«Боже мой, что она так выпендривается?» — ловили себя на подобной мысли по отношению к знакомой? Когда кто-то ощущает себя особенным, нас это раздражает — ишь, чего удумала, решила, что ты лучше остальных? Рассказываем, что скрывается за этим раздражением.
Каждый человек хочет ощущать себя особенным — и это нормально, потому что мы все действительно уникальны. Но чужие успехи заставляют нас чувствовать себя обыкновенными: вот одноклассница ведет потрясающий блог о жизни в Европе, а вы сидите в маленьком городе России и всё у вас как у всех.
На самом деле это раздражение связано не столько с другими людьми, сколько с нашими собственными болевыми точками. Блог успешной одноклассницы — это воплощение вашей мечты о жизни в Европе, которая пока не осуществилась.
Так же и с особенностями характера людей. Например, ваша знакомая не переживает по поводу веса и ест всё что хочет, а вы себе этого позволить не можете, потому что привыкли сдерживаться. И вжух — она вас ужасно раздражает. Или та же знакомая свободно рассказывает о диагностированном тревожном расстройстве — и вы снова раздражаетесь, потому что хотите, чтобы и к вам относились по-особенному.
Парадоксально, но страх быть обычным идет рука об руку со стремлением быть как все. Мы боимся не соответствовать стандартам красоты или в целом тому, что в обществе считается нормой.
Чувство сопричастности — это осознание того, что мы находимся среди «своих»: людей, которые выглядят как мы, думают как мы, чувствуют как мы. И когда появляется кто-то, кто отличается от наших представлений о «своих», чувство сопричастности нарушается — и нам некомфортно.
Нас вырастили люди, которые жили в эпоху, когда «своих» было гораздо больше — все ходили в одинаковые школы, носили одинаковую одежду и жили в одинаковых домах. И этот бэкграунд есть и у нас: в нашей культуре всё еще не очень принято «высовываться» и отличаться от остальных, хотя мы с вами уже на пути к мысли о том, что все мы разные и уникальные. И становимся более терпимы к чужим особенностям.