Зритель ли я безвольный или право имею влиять на события сюжета? Тренд на интерактивный сторителлинг вручает человечеству огниво создателя и дает возможность вершить судьбу персонажей. Решили узнать подробнее о популярном медиа течении и его будущем.
Это довольно обширное направление в развлекательном медиа, в котором пользователь переходит из пассивной позиции потребителя и начинает влиять на контент.
В 2018 году в рамках шоу «Черное зеркало» вышел эпизод «Bandersnatch». Зрители не просто следили за сюжетом, но и принимали решение, как он будет развиваться дальше. Из той же оперы мобильная игра «Клуб романтики». Вы выбираете сюжет и помогаете героям решать свою судьбу, тем самым косвенно влияя на развязку.
Нет, это совсем не новое течение. Если вы фанатели по книгам Р. Н. Стайна, то, возможно, помните серию «Ужастики-2». Каждый читатель мог выбрать свои повороты сюжета, следуя подсказкам писателя. Такие произведения называют книги-игры. Они были особенно популярны в Америке 80-х и 90-х годах. Самая популярная серия так и называлась «Choose your adventure».
Можем зайти еще дальше. В ХХ веке модернисты обожали экспериментировать с нарративом, а кто-то даже создавал «анти-романы» — произведения, нарушающие традиционное построение сюжета. Здесь особенно выделяется книга Хулио Кортасара «62. Модель для сборки». Повествование фрагментарно, и читатель может читать эпизоды в рандомном порядке, собирая свою версию книги.
Вообще, раньше термин interactive storytelling чаще применялся к видеоиграм. Сами посудите, игроки следуют ветке сюжета и на всем его протяжении принимают решения, которые приведут их к финалу. Если раньше от их действий развязка не сильно зависела, то сейчас гейм-вселенные расширяются, а пользователям дают больший выбор. Этим привлекают такие игры, как Detroit: Become Human, Red Dead Redemption 2, и, конечно, нашумевший Cyberpunk 2077.
Технологии и деньги. Чтобы сделать такой мультимедиа продукт требуется специальный софт, который способен создавать несколько параллельных сюжетных веток, а также платформа, где зритель сможет взаимодействовать с контентом. С появлением видео-стримингов такой интерактив стал более возможным. Поэтому сейчас Netflix и Youtube активно пользуются этим контентным преимуществом.
Мы не «Битва экстрасенсов», но думаем, что есть. Скорее всего зрителям дадут еще больше выбора и возможностей управлять сюжетами и творить свою историю. Это забавное развлечение, которое увлечет многих. Но не стоит забывать, что в первую очередь мы сбегаем в мир искусства, чтобы отдохнуть и забыться, а не брать на себя ответственность за несуществующих персонажей.
Как раз поэтому, скорее всего такой подход к сторителлингу по-прежнему останется преимущественно в видеоиграх. В киномире — это будут единичные, но яркие и качественные феномены. Виной этому дороговизна продакшена и тяга к пассивному просмотру видеоконтента. Впрочем, кто знает, мы все-таки не Илон Маск и не истина в последней инстанции, и в любой момент все изменится.