Искусство24 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Как подступиться к высокому искусству: опера

Как подступиться к высокому искусству: опера

577
12

Мы продолжаем серию материалов о том, как стать нем­ного бли­же к элитар­ному искус­ству. В этот раз мы попро­сили экс­перта рас­сказать, ка­кие ша­ги нуж­но пред­принять, что­бы проник­нуться голо­сами на боль­шой сце­не.

Эксперт: Мария Митина

основатель оперного клуба Art of Opera

Сидя в опере, я думаю: «Надо же , сколько усилий требуется для того, чтобы навести на меня скуку»,

— Дейв Аттел.

Сколько мифов, шуток и анекдотов про опе­ру! На са­мом де­ле всё прос­то. Опе­ра — это исто­рии, как пра­вило, на веч­ные те­мы о люб­ви, друж­бе, преда­тельстве и о са­мой жиз­ни. Раз­ве вы никог­да не влюб­лялись безот­ветно? А не изме­нял ли вам па­рень с луч­шей подру­гой? Вот и опе­ра как раз про это.

Предлагаю начать знакомство с этим жан­ром искус­ства: почи­тать либ­ретто, проник­нуться исто­риями, выб­рать свою опе­ру и на­чать прос­мотр. Напри­мер, веч­ная тема люб­ви и преда­тельства отлич­но рас­крыта в «Тра­виате», «Тос­ке», «Дон Жуа­не», «Нор­ме», «Мадам Баттер­фляй» и , конеч­но, «Лу­чии ди Лам­мермур». И это дале­ко не все при­меры.

Попробуйте послушать популярные и краси­вые арии с субтит­рами или крат­кой анно­тацией — оце­ните, как пев­цы пере­дают эмо­ции и пережи­вания. Если ба­лет всё расска­зывает тан­цем, то опера — голо­сом. Закрой­те гла­за и вклю­чите арию Русал­ки Двор­жака «Mesicku na nebi hlubokem» — свет лу­ны вол­шебно осве­щает во­ду, она мер­цает, вок­руг спо­койст­вие и тиши­на.

Ответ на вопрос «Как всё успеть, когда столь­ко дел, проек­тов и за­дач?» есть в арии Фига­ро «Largo al factotum»! Раз­ве мо­жет не увлечь знаме­нитая ария чертов­ки Кар­мен? «Лю­бовь — свое­нрав­ная птица, кото­рую никто не мо­жет при­ручить, и напрас­но ее звать, если она ре­шила уйти»

Продолжать можно бесконечно. Вот вам мой со­вет: не бой­тесь опе­ры, читай­те либрет­то, ищи­те свои те­мы и своих пев­цов. И да, не обя­затель­но застав­лять себя сразу смотреть всю оперу — нач­ни­те с арий.

Чтобы лучше проникнуться этим искус­ством, будет полез­но почи­тать кри­тиков и искус­ствове­дов:
«Бесе­ды об опе­ре», Бо­рис Покровский
«Неполная и окончательная история классической музыки», Стивен Фрай
«Опера для “чайников”», Питер Гэммонд

«В опере не должно быть как в жизни. Нельзя так любить, а хочется! Нельзя быть таким добрым. Нельзя, но хочется!»

— Борис Покровский

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/how_to_understand_opera?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально