Самообразование26 августа
tiny-logoCreated with Sketch.История комиксов: от Микки Мауса до Мстителей

История комиксов: от Микки Мауса до Мстителей

406
12

Когда мы слышим о комиксах, то сразу вспо­минаем саркас­тичного Тони Старка, «разго­ворчи­вого» Грута и мрач­ного Бэт­мена. Однако комик­сы — это преж­де всего графи­ческие произ­ведения, искус­ство со своей исто­рией. О клю­чевых комик­сах, взле­тах и паде­ниях индус­трии расска­зал комиксо­лог Степан Зайцев.

Эксперт: Степан Зайцев

главный редактор портала о комиксах и гик-культуре Epic! Journal

Все начиналось так

Один из первых известных комиксов «При­ключе­ния Оба­даи Олдбака» был опубли­кован в 1837 году. Стри­пы (ленты из 2–4 кадров) впер­вые появи­лись в газе­тах и предназ­нача­лись для всех чита­телей. А вот привыч­ные графи­ческие сбор­ники отно­сились к развле­чению для де­тей: напри­мер, Микки Мауса пер­вый раз уви­дели имен­но на стра­ницах комик­са.

Герой в красно-синем трико

В 1938 году вышел Action Comics #1. Два юно­ши — Джер­ри Сигел и Джо Шус­тер — пред­ставили миру Супер­мена. Успех комик­са про спаси­теля в красно-синем три­ко был неве­роят­ным — так и роди­лись исто­рии о супер­героях. Изда­тели по­няли, что на комик­сах можно зараба­тывать. Ста­ли появ­ляться хор­рор-комиксы, детек­тивные, роман­тичес­кие и т.д. Этот пе­риод при­нято назы­вать «золо­тым веком комик­сов».

Комикс код

В начале 50-х годов вокруг комиксов разго­релся круп­ный скан­дал. Пси­холог Фре­дерик Верт­хам обви­нял их в развра­щении де­тей, пропа­ганде жесто­кости, пло­хого пове­дения и даже педо­филии. В 1954 году всту­пил в силу «Ко­микс код» — закон, кото­рый ввел жест­кую цен­зуру на комик­сы. В резуль­тате они ста­ли слиш­ком детс­кими и наив­ными, а индуст­рия ока­залась на гра­ни кра­ха.

Фантастическая двойка — Стен Ли и Джек Керби

Marvel Comics выпускали научно-фанта­стические комик­сы и исто­рии для дево­чек-под­ростков. DC поте­ряло читательс­кий инте­рес к боль­шинству своих супер­героев. Флэш и Зеле­ный Фонарь — одни из немно­гих, кто оста­вался популяр­ными.

Все изменилось благодаря Стену Ли и Дже­ку Керби. Два талант­ливых авто­ра из изда­тель­ства Marvel пред­ставили миру ко­микс «Фантас­тическая чет­верка». Он вместе с появив­шимися позже исто­риями про Халка, Чело­века-паука и других персо­нажей воз­родил инте­рес к комик­сам. Поз­же их популя­ризация способ­ствовала экрани­зации в фор­мате сериа­лов и мульт­фильмов («Бэтмен» 1966 года).

Комиксы — это серьезно

К началу 80-х «Комикс код» ослабил свою стро­гость, появи­лось боль­ше сво­боды для твор­чества. В 1986 году вы­шел комикс «Храни­тели» Алана Мура и Дей­ва Гиббон­са. Авторы дока­зали, что жанр спосо­бен расска­зывать серьез­ные и взрос­лые исто­рии, подни­мать фило­софские и злобо­дневные темы. При­мерно в это же время появи­лись ко­миксы «Возвра­щение Тем­ного ры­царя», «V — значит Vендетта», «Убий­ствен­ная шут­ка».

Андеграундные издания

Одним из последних тяжелых моментов для индус­трии стали 90-е. Успеш­ное десяти­летие при­вело к перепроиз­водству — многие изда­тель­ства не выдер­живали конку­ренции и закры­вались. На фоне этого появ­ляется незави­симое издатель­ство Image, кото­рое пред­ставило чита­телям персо­нажа Спау­на. Эти комик­сы стали чем-то но­вым — исполь­зование жесто­кости позво­ляло де­лать то, чего не мог­ли Marvel или DC. С этим также отлич­но справ­лялось сторон­нее отде­ление изда­тель­ства DC — Vertigo.

Современная индустрия

В конце 90-х издательство Marvel объя­вило о банк­ротстве, выйти из кото­рого им помог­ла про­дажа прав на персо­нажей и ориен­тация на подрост­ковый рынок. Осо­бенно по­мог ко­микс Ultimate Spider-man. Попу­лярные филь­мы, игры, сериа­лы по комик­сам, коллек­ционная стои­мость — всё это сыг­рало на руку изда­телям. Сей­час можно най­ти комик­сы на лю­бой вкус и цвет: от юморис­тических и хорро­ра, до тех, в кото­рых подни­маются серьез­ные проб­лемы или расска­зываются реаль­ные исто­рии.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/history_of_comics?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально