При этом откровенные клипы и сексуализированные тексты были характерны для этого направления еще задолго до «моды» на феминизм, а некоторые из них вообще противоречат его идеям — разбираемся, что не так с сексуальностью в женском хип-хопе.
Сексуальность — это очень широкое понятие, в которое входят все аспекты восприятия и самовыражения человека в вопросах секса. Сексуализация или сексуальная объективация происходит тогда, когда человек воспринимается как сексуальный объект и оценивается в рамках физических характеристик, привлекательности/непривлекательности.
Ни для никого не секрет, что музыка нулевых была очень сексуализирована, в том числе хип-хоп. Клипы с эротическими танцами и откровенными костюмами мылили нам глаза всё детство. А разговоров про феминизм практически никогда не было.
Что же исполнительницы говорят сейчас? Большинство популярных звезд, например Beyonce, Cardi B, Nicki Minaj, вовсю пропагандируют girl power — и это имеет смысл. В сексуально-либеральном феминизме центральной идеей выступает необходимость сексуального раскрепощения женщин как компонента их свободы.
Интересно, что феминистки до конца в этом вопросе не сходятся — например, антипорнографические феминистки считают, что открытая женская сексуальность приведет к расширению мужских привилегий. Но если вернуться к хип-хопу, то рэперши используют именно либеральную идею, говоря о pussy power.
Изначально это направление принадлежало мужчинам, и в вопросах женщины было только два варианта: изнасиловать или убить. Этот дискурс в принципе до сих пор есть в мужском рэпе, даже несмотря на Асапа Роки, красующегося в футболке «We should all be femininsts» в клипе на песню «Wrong».
В первые годы женщины чувствовали себя скованно в традиционно мужском жанре и решались рассказывать разве что о собственных любовных переживаниях и сложной жизни в гетто. Но всё изменилось в 1993 году, когда Queen Latifah выпустила трек «U.N.I.T.Y.», в котором прямолинейно выступила против дискриминации женщин, слатшейминга и домашнего насилия.
После этого эмансипация стала заглавной темой у хип-хоп-исполнительниц — от «Salt-N-Pepa», которые смело заговорили о женской сексуальности, до Left Eye, которая в 1994-м сожгла дом своего бойфренда в отместку за побои.
Hulton Archive
Есть ощущение, что представительницы женского хип-хопа разделились на два лагеря: те, которые выставляют свою сексуальность, заявляя таким образом о своей силе, и те, кто предпочитает абстрагироваться от нее абсолютно. Это, например, Leikeli47, Little Simz или Missy Elliott, которая всячески пытается создать образ анти-привлекательности, анти-гендера.
Неоднозначным примером в этом случае является Young M.A — одна из немногих открытых лесбиянок в индустрии, создающая намеренно маскулинный образ. Она носит золотые цепи, мерч «Chicago Bulls» и хвастается походами в стрип-клубы со своими «ниггерами». В треке «OOOUUU» она говорит, что хочет секса только с «rich bitch», а не с «cheap hoe». Так Young M.A поддерживает мизогинный паттерн — разделяет девушек на «достойных» и «недостойных».
Сейчас всё больше исполнительниц используют свое сексуальное раскрепощение как силу. Например, в «WAP» Cardi B и Megan Thee Stallion говорят о своей сексуальной активности и демонстрируют власть, просто потому что у них есть вульва: «Give me everything you got for this wet-ass pussy».
С похожим посылом вспоминаются треки Lil’ Kim «Pussy Pur», «Don’t Want Dick Tonight (Eat My Pussy Right)», «Pussy Callin», песня Ники Минаж «Pussy Nigga» и хит Princess Nokia «Tomboy», где она называет свое влагалище волшебным.
видео: Princess Nokia - Tomboy
Если копнуть глубже, то некоторые исполнительницы противоречат сами себе. Они пропагандируют женскую сексуальность как empowerment, но не всегда ведут себя как настоящие феминистки.
Например, Ники Минаж говорит о женском противостоянии из-за мужчины в треке «Stupid Hoe», который адресован Lil Kim: «Я Анджелина, ты Дженнифер. Ну и где сейчас Брэд Питт?» В ответ в треке «Black Friday» Лил намекает, что Минаж попала в хип-хоп через постель, то есть слатшеймит ее.
Похожим путем идет и Реми Ма — в треке «Shether» рэперша перечисляет потенциальных сексуальных партнеров Ники Минаж, упрекает ее в неверности своим парням. Это демонстрация внутренней мизогинии, которая как раз играет на руку патриархату и разделяет женщин.
Если женская сексуальность — это сила и освобождение от патриархата, то зачем причислять себе пенис, чтобы показать эту самую власть? У Lil’ Kim есть трек «Suck My Dick», Ники Минаж читает: «Dick in your face, put my dick in your face».
Princess Nokia, которая никогда не оскорбляла женщин ни в текстах, ни в публичных выступлениях, заканчивает один из своих треков многозначительным: «Now I’m too hot and they suck my dick». И даже Бейонсе в культовом треке «Sorry», в котором идет речь об изменах Jay Z, просит перестать «лизать ее яйца».
Несмотря на постоянные призывы гордиться женским телом, рэперши проводят четкую границу: вагина отвечает за сексуальность, удовольствие и освобождение, в то время как пенис остается универсальным знаком силы. Хотя изначально феминистские идеи как раз и заключались в том, что можно не иметь мужских гениталий, но быть сильной, уважаемой и независимой.
Сексуальность или сексуализация Кажется, что в женском хип-хопе граница между сексуальностью и сексуализацией зависит от духа времени: направление всё так же сексуализировано, но ему придали феминистский окрас. Несмотря на это, хип-хоперши используют мизогинные высказывания или причисляют себе мужские гениталии, чтобы продемонстрировать силу.
Пока открытая сексуальность в женском хип-хопе как инструмент «girl power» вызывает много вопросов. Впрочем, лучше оставить женскую сексуальность женскому хип-хопу, а не выслушивать рэперские читки про изнасилование на вечеринках от мужчин.