Назад
Вперед
Кино4 ноября
tiny-logoCreated with Sketch.Лесные человечки и пыльные зайчики: японские мифы в фильмах Хаяо Миядзаки

Лесные человечки и пыльные зайчики: японские мифы в фильмах Хаяо Миядзаки

338
32
17

Мультфильмы Хаяо Миядзаки – не только об узнаваемых «японских зарисовках» в виде живописной природы и восточной еды. В фильмах много отсылок к мифам и фольклору. Разбираемся, где искать тайный смысл и как взглянуть на любимые мультики под другим углом.

Превращение в животных и реинкарнация

В фильмах Миядзаки люди часто превращаются в животных. В «Порко Россо» и «Унесенных призраками» главных героев настигло проклятье и они стали свиньями. Дело в том, что в японском фольклоре перерождение в это животное в следующей жизни позиционируется как наказание за жадность.

В оригинальных легендах человек, присвоивший себе чужое добро, перерождается в быка и получает шанс отработать свои ошибки собственным трудом.

Хозяин Леса и духи природы

В японской мифологии лес – это священное место, где обитают сильнейшие боги. В «Принцессе Мононоке» главное божество – олень с мордой дракона и птичьими лапами – способно отбирать и дарить жизнь. Если обратиться к фольклору, прототипы образа – сразу три мифологических существа: кирин, дух процветания; хакутаку, бык с человеческим лицом, который защищает случайных путников; и дайдарабочи, бесформенный дух-великан.

Другие духи леса в мультфильме изображены маленькими белыми человечками – кодама. Они защищают деревья от болезней и от негативного влияния человека.

Хранители домашнего очага

Как только в фильмах Миядзаки дом приезжают люди, в нем появляются маленькие черные клубочки с глазами –– сусуватари. Их еще называют духами сажи и даже пыльными зайчиками. Существа, похожие на угольки, охраняют пустующее жилище. Когда в доме появляется семья, как это было в «Мой сосед Тоторо», домашние духи уходят искать новое заброшенное место.

Слуги ведьмы

В фильмах часто встречается образ ведьмы, которая добивается своих целей косвенно – с помощью слуг. Самый наглядный пример – бумажные человечки в «Унесенных призраками». Преследующие дракона бумажки сильно ранят и могут даже убить.

Это сикигами – невидимый дух, действиями которого полностью управляет колдунья. Обычно они служат шпионами, но в фильме показаны более агрессивными.

Мотив очищения

Духовное и физическое очищение – центральный мотив в синтоизме, традиционной японской религии. Особенное отношение к чистоте просматривается почти во всех фильмах. В «Унесенных призраками» главная героиня работает в купальне, где очищают духов и богов со всего магического мира.

То и дело в фильме мелькает образ реки – он олицетворяет чистоту, праведный жизненный путь. В «Ведьминой службе доставки» и «Мой сосед Тоторо» герои переезжают в новый дом и убирают из него лишние предметы, пыль и мусор.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/hayao_miyazaki?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально