Наметилась положительная тенденция: о домогательствах и нарушении личных границ стали говорить больше. Правда виктимблейминг — «она сама виновата» — все еще присутствует. Мы разобрали, какое поведение считается харассментом, что такое принцип согласия и как в таких случаях может помочь закон.
«Нет значит нет» — фраза, которой принято обозначать принцип согласия. Если кто-то намерен нарушить ваши личные границы — он не имеет права этого делать, пока вы не скажете «да». «Можно с вами познакомиться?», «Можно я с тобой потанцую?», «Можно я спрошу, что ты читаешь?» — и так вплоть до предложения секса.
Отказ воспринимается как желание привлечь внимание, набить себе цену, «строить из себя недотрогу». Харассер считает, что имеет право нарушать личные границы и выбивать из зоны комфорта.
Если вам никогда не говорили «девушка, у вас что-то упало… настроение», то вы счастливица.
На первый взгляд, она ничем не отличается от упомянутой выше. Однако «Да значит да» предполагает, что если не было озвучено согласие, то это «нет». Фраза применима к ситуациям, когда жертва не в состоянии четко сформулировать свои желания. Британская полиция выпустила отличный ролик, который иллюстрирует простоту и важность принципа согласия.
Более тяжелой формой харассмента можно считать повторяющиеся действия подобного характера, когда харассер и жертва находятся в иерархических отношениях — учитель и ученица, подчиненная и руководитель.
В 2015 году американский Cosmopolitan опубликовал результаты опроса о сексуальных домогательствах на работе: согласно ему каждая третья американка подверглась харассменту. Для России нет проверенной статистики, но вряд ли ситуация складывается намного лучше.
Это страшная ситуация, при которой жертва поддается давлению и «нет» приведет к последствиям — понижению в должности, увольнению, издевкам со стороны начальства. Кроме того, в российском сознании домогательства со стороны руководителя не выглядят чем-то из ряда вон выходящим.
Социолог Ольга Стучевская проводила исследование фокус-групп и вывела тезис: «Звучало сожаление, что женщины в России лишены подобной защиты своих прав, и признание того, что возможность для женщины использовать в трудовых отношениях свой сексуальный ресурс является неплохой компенсацией за несовершенства российской жизни».
Под «подобной защитой своих прав» подразумевается западная правовая система в отношении вопросов харассмента. В правовых формулировках США и Европейского сообщества делается акцент на то, что харассмент нарушает неприкосновенность частной жизни и унижает достоинство другой личности.
В российских законах — наиболее близкая статья 133 УК РФ «О понуждении к действиям сексуального характера»: «…Понуждение лица к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера … путем шантажа, угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества…». Как видим, в российском законодательстве не учитываются такие тонкости, как нарушение личных границ.