Термин «интерсекциональность» был придуман профессором Кимберли Креншоу в 1989 году. Течение стало результатом борьбы угнетенных групп — темнокожих женщин, латиноамериканок, инвалидов и представителей ЛГБТ. «Интерсек» подчеркивает, что мы все разные и каждый опыт индивидуален. При этом в нас сочетается несколько идентичностей, поэтому к проблемам в обществе стоит подходить комплексно.
Исторически сложилось, что долгие годы под феминизмом понимали его радикальную версию. Радфем отличаются особой критикой патриархата, которая, по их мнению, и есть корень зла, а мужчины — его рассадник. Приверженцы течения склонны обобщать женский опыт и не учитывать классовые и расовые вопросы, за что нередко порицаются самим фемсообществом.
Прямой потомок суфражистского течения, который мечтает уравнять женщин в правах: дать им равные возможности, зарплату и традиционно «мужские привилегии». Либеральный феминизм — это именно политическое направление, которое действует через законодательство. В России, например, этим занимаются «умный блогер» Саша Митрошина и активистка Алена Попова.
Обвинять патриархат в экологических катастрофах далеко не новая идея. Экофеминизм зародился в 1970-е, а придумала его квир-активистка Франсуаза Добон. Она считала, что для спасения мира женщинам необходимо объединиться и взять дело в свои руки.
Патриархат — это происки капитализма, а все наши страдания от того, что кто-то хочет материально нажиться на нашем угнетении. По крайней мере так считали Маркс и Энгельс. По своей сути марксизм близок к социалистическому феминизму. Его популяризатором в России стала Александра Коллонтай, которая выработала концепцию «новой женщины».
Бейонсе сказала, что мы безупречны. Чимаманда Нгози Адичи призвала нас всех быть феминистками. Затем мы купили майки с иронично дерзкой надписью, на которой так и читалось «равноправие». Поп-феминизм — это по большей части маркетинговый ход, который привлекает внимание общества, но не всегда реально отражает фемповестку.
Гендер переоценен. Не верите? Спросите постмодернистов и, в частности, Джудит Батлер, — они критикуют бинарную систему феминности/маскулинности. Наше общество гетеронормативно и отказывает в адекватности тем, кто в него не вписывается. Поэтому постмодернисты предлагают отказаться от этой системы и принять то, что не важно, как ты себя определяешь, — место найдется для всех.
Положение трансперсон в мире и фемсообществе — вопрос особенно острый, так как мнение о трансгендерности у всех свое. Трансфеминизм занимается защитой трансгендерных людей от мизогинии и трансфобии. С его помощью они отстаивают свое право на определение идентичности и смену физического пола.