“Tehamana Has Many Parents” (1893) by Paul Gauguin, a standout work in the exhibition “Gauguin’s Portraits” at the National Gallery in London.
© The Art Institute of Chicago
В Национальной галерее в Лондоне проходит выставка Поля Гогена. И первый вопрос, который слышат посетители в аудиогиде: «Не пора ли вообще перестать смотреть на Гогена?». О «грязном белье» художника знают многие и теперь музеи задумываются о том, не пора ли обновить взгляд на наследие художника. Это подхватили соцсети и стали активно обсуждать.
“Contes Barbares” (1902). The French title translates as “Barbarian Tales.”, Paul Gauguin
© Museum Folkwang
Вопросы расы, гендера, морали и уважения ярко светятся в повестке сегодняшнего дня.
А художник, который построил свое творчество на расизме и эксплуатации невинных девушек, с трудом вписывается в новую идеологическую парадигму и не факт, что его культурное наследие способно выдержать испытание современной критики.
Arearea (Paul Gauguin, 1892)
“Bonjour, Monsieur Gauguin” (1889), Paul Gauguin
© Hammer Museum
Представьте, что вы играете в дженгу: вы вытаскиваете одну из пластинок и башня рушится. Теперь это просто груда хаотичных деревяшек. Так и с искусством: убираете контекст, и оно становится набором элементов. Может быть красиво, но на одной эстетике далеко не уедешь.
Spirit of the Dead Watching 1892, Paul Gauguin, Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, NY
Нет, из культуры страниц не вырвешь. Музеи предлагают другой подход: наоборот добавить больше контекста его работам. Кураторы будут более откровенно рассказывать о взглядах творцов и истории создания картин, заменяя мутные эвфемизмы конкретными фактами.
Например, известно, что Гоген бросил свою жену с детьми и уехал в Полинезию на творческие искания. Там он женился на молодой девушке. Мало кто вдается в подробности, что ей было всего 13, и по закону это было не очень легально во все времена. Более того, он относился к таитянам, как к рабам и варварам и эксплуатировал их в своем творчестве.
Paul Gauguin, Mujeres de Tahití, 1891
© RMN-Grand Palais (Musée d'Orsay) / Hervé Lewandowski
Во-первых, это не оправдание. Во-вторых, проблема в том, что «гениальностью» до сих пор оправдывают отвратительные личностные качества. Уникальный талант не делает никого более приятным человеком, увы.
Paul Gauguin, Portrait of the Artist with the Yellow Christ (1889)
© Musée d'Orsay
Из подобного ревизионизма родится что-то новое и не менее гениальное, а через сто лет придут другие поколения и раскритикуют наши подходы. В этом эволюция.