Назад
Вперед
Кино21 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Как связаны фильмы ужасов и гендерные стереотипы?

Как связаны фильмы ужасов и гендерные стереотипы?

614
14
15

К ужастикам принято относиться несерьезно — и очень зря. На самом деле они часто имеют социальный подтекст: транслируют установки, которые существуют в обществе. В искусстве хоррора отразились и гендерные стереотипы, и мы рассказываем как.

Тело — храм

В хоррорах героиня часто объективируется: она становится жертвой насильника или маньяка. Женское тело иногда служит вещью, наделенной магической силой. Также оно может использоваться в жертвоприношениях или религиозных обрядах, в том числе для продолжения рода. В зоне риска — девственницы и красавицы.

В старом немом кино «Носферату. Симфония ужаса» (1921) героиня приносит себя в жертву вампиру, поскольку по легенде кровь красивой женщины может заставить кровопийцу забыть о рассвете. В ужастике «Дагон» (2001) рассказывается о целом поселении, которое поклоняется богу подводного мира. Иногда он выходит на сушу и насилует девушек, чтобы те производили ему потомство.

Месячные — это от дьявола

На менструацию до сих пор наложено табу. Героиня фильма «Кэрри» (1976) испытала это на себе: после урока физкультуры у нее впервые начались месячные, и одноклассницы подвергли это насмешкам. Ситуация усугубляется фанатичной матерью, которая уверена: менструация — от лукавого.

В фильме удивительным образом первые месячные сплетаются с расцветом телекинетических способностей. Оба фактора словно демонизируют героиню. На выпускном Кэрри вся вымазана в свиной крови — и это аллюзия на менструальную кровь. Даже собственная мать решает убить девушку, потому что считает ее ведьмой.

Выживут только девственницы

Образ «непорочной девы» плавно перекочевал из религии в хорроры. В основном в ужасах внимание на девственности не акцентируется — но волшебным образом под конец выживают только «неиспорченные». Получается, что «испорченные» не имеют права на существование. Преимущества девственности особенно понятны в популярных в 70-е слэшерах — фильмах «о мертвых подростках».

В триллере «Хэллоуин» (1978) психопат застает свою сестру за петтингом с парнем — и убивает ее. Через несколько лет он зверски расправляется с парочкой, у которой был секс как раз перед его приходом. Пощады сценаристов заслуживает только героиня-девственница. Та же мысль прослеживается и в культовом «Кошмаре на улице Вязов» (1984).

Распоряжаться своим телом могут только ведьмы

Ведьма — полная противоположность девственницы: она уверена в себе, самостоятельна и сексуальна. Такая femme fatale несет угрозу для традиционного общества. Этот образ — своего рода гендерный перевертыш: теперь ведьма охотится на мужчин.

В фильме «Мрачные тени» (2014) героиня Евы Грин использует свою демоническую сексуальность, чтобы отомстить за предательство и добиться своего. Даже в советском кино есть пример обиженной мужчиной женщины, которая теперь жаждет мести — Панночка из фильма «Вий» (1967).

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/gender_stereotypes?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально