Гендерно-нейтральное воспитание — это когда родители не навязывают ребенку гендер в соответствии с его полом, а позволяют сделать самостоятельный выбор. В такой концепции мальчики могут играть в куклы, девочки — злиться и никто не говорит ребенку: «Мальчику/девочке нельзя себя так вести».
Довольно сложно воспринимать такую радикальную идею, когда нас с детства различают по наличию голубого или розового цвета в одежде. Отвечаем на 10 вопросов о гендерно-нейтральном воспитании.
Пол — это биология, гендер — считайте, психология и социология. Гендер предполагает определенные правила игры, которые берутся из общества в соответствии с представлением о «надлежащем» поведении мужчин и женщин. Никто не может отнять у ребенка пол, он ему дан с рождения. Если мы говорим, что девушка в отличие от парня может родить, то мы обсуждаем пол.
«Она должна быть уступчивой, мягкой и эмоциональной» — это уже обсуждение гендера. Гендерно-нейтральное воспитание не отменяет пол, а лишь дает человеку право самоопределения.
Понятие гендера часто используется в фем-повестке, поэтому логично, что концепция гендерно-нейтрального воспитания появилась с расцветом феминизма наряду с такими понятиями, как осознанное родительство и права ребенка.
В Швеции в 2011-м году появилось два гендерно-нейтральных дошкольных учреждения: Николайгарден и Эгалия, в которых заменили привычные обращения han (он) и hon (она) на нейтральное местоимение hen.
На русский местоимение переводили чаще всего как «оно» — что наделало немало шума, однако это не совсем корректно. Впервые появившееся в 1960-х годах и заимствованное из финского языка местоимение hen позволяет обратиться к кому-либо без указания на половую принадлежность.
Так как в русском языке нет правильного аналога, то в контексте гендерно-нейтрального воспитания родители могут использовать местоимения «он» и «она» в соответствии с полом ребенка. Здесь важнее то, что если ребенок выберет гендер, который не соответствует его полу, то родители должны переключиться. Так, например, было в сериале «Леденящие душу приключения Сабрины» и в «Хороших девочках».
Некоторые родители предпочитают нейтральные имена (например, Мика), однако в том же русском языке таких довольно мало. Имя не играет такой ключевой роли в вопросе гендерно-нейтрального воспитания. Можно назвать ребенка в соответствии с его полом — но принять, если он захочет называть себя не Мишей, а Машей.
Конечно, без ориентиров и границ ребенок может просто запутаться. Но в гендерно-нейтральном воспитании родители должны «направлять», а не ограничивать. Например, подсказать, что сегодня лучше надеть брюки, но не стыдить мальчика за его интерес к кукле.
Примерно к четырем годам у ребенка формируется представление о своем гендере, и в гендерно-нейтральном воспитании он делает этот выбор самостоятельно, а не как говорят взрослые.
Агендеры — люди, которые отказываются идентифицировать себя с каким-либо гендером. Бигендерами называют людей, которые совмещают в себе черты, ассоциируемые и с «мужским», и с «женским», то есть чьи самоощущение и самоидентификация подвижны.
Гендера больше чем два, и задача родителя в контексте гендерно-нейтрального воспитания рассказать об этих вариациях, чтобы ребенок знал, как называется то, что он испытывает и ощущает.
Свобода от гендерных стереотипов дает право девочкам злиться, а мальчикам плакать — в целом дарит свободу в чувствах и самовыражении, ведет к принятию себя. Гендерно-нейтральное воспитание учит толерантности и признанию, что каждый человек особенный.
Маскулинность и феминность никто не отменял, но гендерно-нейтральное воспитание признает наличие и того, и другого у обоих полов.
Старые мультики о принцессах — часть культуры, в которой было два гендера. Конечно, в мультфильмах полно стереотипов, в том числе о сильных мальчиках и слабых девочках, но индустрия меняется. Мулан, Эльза, Мерида — примеры того, как меняются гендерные роли, и принцесса мечтает не только о прекрасной любви.
Есть тенденция к толерантности, которая не сходит. Есть надежда, что терпимость станет нормой уже в следующем поколении. Возможно, никого не будут учить стыдить и угнетать тех, кто отличается.