Назад
Вперед
Экология31 марта
tiny-logoCreated with Sketch.Почему фруктовый лукизм вредит экологии?

Почему фруктовый лукизм вредит экологии?

1104
45
13

Супермаркеты выкладывают ровными рядами наливные яблоки, солнечные апельсины, спелые помидоры и идеальные лимоны.

Нас приучают покупать красивые фрукты и овощи, а когда на прилавках остаются их сросшиеся собратья-мутанты — мы будто смотрим на них свысока.

Каждую неделю в мага­зинах обнов­ляют две трети ассор­ти­мента.

Те продукты, которые мы осторожно обошли сторо­ной, в огром­ном коли­честве оказы­ваются на помойке. А десять лет назад неко­торые даже не попа­дали на при­лавки, 40% фрук­тов и ово­щей ухо­дили с грядок в утиль из-за своих косме­тичес­ких дефек­тов.

Как это вредит?

Во-первых, все пищевые отходы, которые начи­нают гнить, выра­баты­вают метан — один из наи­более опас­ных парни­ко­вых газов. При огром­ном ско­пле­нии этого газа атмос­фера нагре­вается, а гло­баль­ное поте­пле­ние радостно поти­рает руч­ками, гото­вясь при­нять пла­нету в свои объятия.

Во-вторых, по данным Продо­вольст­вен­ной и сельско­хозяйст­вен­ной орга­низа­ции ООН, еже­годно пропа­дает 3 трил­лиона еды, в том числе из-за фрук­то­вого лукизма супер­мар­кетов и их поку­пате­лей. Этого коли­чества было бы доста­точно с лихвой, чтобы накор­мить голо­даю­щих по всей планете.

А вдруг эти фрукты не вкусные?

Они точно полезнее тех вощеных яблок-Аппо­лонов, кото­рые вы видите в своих «Пере­крест­ках». Фрукты и овощи с визуаль­ными дефек­тами выра­щены без химозы и пести­цидов. Их срок год­ности меньше, но из-за отсутст­вия допол­нитель­ной обра­ботки органи­чес­кие про­дукты содер­жат на 20–40% больше антиок­си­дан­тов.

Идеальные современные овощи обра­баты­вают пара­фи­ном, а фрукты — дифе­ни­лом. Это вещество, кото­рое полу­чается из-за обра­ботки нефте­про­дук­тов. Оно спо­собно замед­лять гние­ние и является силь­ным аллер­ге­ном, поэтому запре­щено к при­мене­нию в США и стра­нах ЕС.

Что делают в мире, чтобы с этим бороться?

Первым на фруктовый лукизм обратил вни­ма­ние бри­та­нец и фри­ган Трист­рам Стюарт. В 2009 году он напи­сал книгу «Waste: Uncovering the Global Food Scandal», где упо­мя­нул о явле­нии. В качестве про­теста он брал овощи и фрукты, кото­рые уже спи­саны с про­дажи, и даже искал их по мусор­кам. Взгляды Стюарта ради­кальны — но ему уда­лось дока­зать, что нестан­дарт­ные про­дукты есть можно.

В 2013 году борьба за фруктовый нефор­мат нача­лась в Европе. Фран­цузс­кая сеть супер­мар­кетов Intermarché запус­тила кам­панию «Фу, какие овощи и фрукты», в рамках кото­рой неи­деаль­ные плоды прода­вали на 30% дешевле. А чтобы проде­монст­ри­ро­вать их вкус, в мага­зине уста­но­вили лотки с супами и соками, произве­ден­ными из гро­теск­ных и урод­ли­вых ово­щей и фрук­тов.

В Америке, например, существует ком­па­ния Imperfect Foods, кото­рая достав­ляет остав­шиеся неу­год­ные мага­зи­нам про­дукты по более низкой цене. Это помо­гает еде не пропа­дать и хоть немного сокра­щает эконо­мичес­кий урон. Таких инициа­тив стано­вится все больше и больше.

Россия тоже не осталась в стороне. С 2015 года акти­висты из Москвы и Санкт-Петер­бурга орга­ни­зо­вали движе­ние «Фуд­шеринг». Они соби­рают еду, которая не нашла приста­нище в чьем-то холо­диль­нике, и бес­платно ее пере­дают тем, кто в этом нуж­дается.

Общество потребления привело к переиз­бытку произ­водства. Карди­наль­ное реше­ние про­блемы тре­бует вре­мени, но каж­дый из нас может делать малень­кие шаги, чтобы умень­шить урон. Не бойтесь поку­пать кри­вые лимоны, сиамс­кие сливы и одино­кие бананы, кото­рые уже потем­нели. Давайте бороться с продук­то­вым лукиз­мом вместе!

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/fruit_lookism?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально