Нас приучают покупать красивые фрукты и овощи, а когда на прилавках остаются их сросшиеся собратья-мутанты — мы будто смотрим на них свысока.
Те продукты, которые мы осторожно обошли стороной, в огромном количестве оказываются на помойке. А десять лет назад некоторые даже не попадали на прилавки, 40% фруктов и овощей уходили с грядок в утиль из-за своих косметических дефектов.
Во-первых, все пищевые отходы, которые начинают гнить, вырабатывают метан — один из наиболее опасных парниковых газов. При огромном скоплении этого газа атмосфера нагревается, а глобальное потепление радостно потирает ручками, готовясь принять планету в свои объятия.
Во-вторых, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, ежегодно пропадает 3 триллиона еды, в том числе из-за фруктового лукизма супермаркетов и их покупателей. Этого количества было бы достаточно с лихвой, чтобы накормить голодающих по всей планете.
Они точно полезнее тех вощеных
Идеальные современные овощи обрабатывают парафином, а фрукты — дифенилом. Это вещество, которое получается из-за обработки нефтепродуктов. Оно способно замедлять гниение и является сильным аллергеном, поэтому запрещено к применению в США и странах ЕС.
Первым на фруктовый лукизм обратил внимание британец и фриган Тристрам Стюарт. В 2009 году он написал книгу «Waste: Uncovering the Global Food Scandal», где упомянул о явлении. В качестве протеста он брал овощи и фрукты, которые уже списаны с продажи, и даже искал их по мусоркам. Взгляды Стюарта радикальны — но ему удалось доказать, что нестандартные продукты есть можно.
В 2013 году борьба за фруктовый неформат началась в Европе. Французская сеть супермаркетов Intermarché запустила кампанию «Фу, какие овощи и фрукты», в рамках которой неидеальные плоды продавали на 30% дешевле. А чтобы продемонстрировать их вкус, в магазине установили лотки с супами и соками, произведенными из гротескных и уродливых овощей и фруктов.
В Америке, например, существует компания Imperfect Foods, которая доставляет оставшиеся неугодные магазинам продукты по более низкой цене. Это помогает еде не пропадать и хоть немного сокращает экономический урон. Таких инициатив становится все больше и больше.
Россия тоже не осталась в стороне. С 2015 года активисты из Москвы и Санкт-Петербурга организовали движение «Фудшеринг». Они собирают еду, которая не нашла пристанище в чьем-то холодильнике, и бесплатно ее передают тем, кто в этом нуждается.
Общество потребления привело к переизбытку производства. Кардинальное решение проблемы требует времени, но каждый из нас может делать маленькие шаги, чтобы уменьшить урон. Не бойтесь покупать кривые лимоны, сиамские сливы и одинокие бананы, которые уже потемнели. Давайте бороться с продуктовым лукизмом вместе!