Назад
Вперед
Искусство25 июня
tiny-logoCreated with Sketch.«Невидимые женщины»: художницы прошлого, о которых вы не знали

«Невидимые женщины»: художницы прошлого, о которых вы не знали

1642
66
22

Кажется, при слове «художница» в голове всплывает только Фрида Кало.

Искусство, как и литература, долгое время оставалось мужским миром, поэтому о многих талантливых художницах мы знаем мало. Рассказываем о самых интересных из них.

Артемизия Джентилески (1593–1653)

Джентилески — дочь художника Орацио Джентилески, которая освоила мастерство отца лучше, чем ее братья. Свою первую громкую работу Артемизия создала в 1610 году — «Сусанна и старцы», авторство которой долгое время приписывали ее отцу.

В 19 лет Джентилески стала жертвой сексуального насилия со стороны коллеги отца, художника Агостино Тасси. С тех пор Артемизия нередко возвращалась к теме возмездия в своем творчестве — так появилась знаменитая картина «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612–1613) и «Иаиль и Сисара» (ок. 1620).

Артемизия стала первой женщиной, которую избрали членом первой художественной академии Европы — Академии живописного искусства во Флоренции. А еще Джентилески дружила с Галилео Галилеем и была знакома с Софонисбой Ангвиссола — первой известной художницей Ренессанса.

Элизабетта Сирани (1638–1665)

Итальянская художница болонской школы живописи тоже выросла в семье художника — Джованни Андреа Сирани, который был учеником Гвидо Рени. Элизабетта стала известной уже в 17: художница владела навыком speed painting, и о ее скорости написания картин даже ходили байки и легенды.

В 20 лет Сирани становится автором масштабной фрески «Крещение Христа» для церкви Чертосини в Болонье, которая ничуть не уступает Микеланджело. А после работы с фресками Элизабетта увлеклась античными сюжетами и судьбами femmes fatale: две самые известные ее работы — это «Тимоклея, сталкивающая в колодец своего насильника» (1659) и «Портрет Беатриче Ченчи» (1662), посвященная громкому делу отцеубийства.

А еще Элизабетта открыла школу живописи для женщин, в которой обучала рисовать своих сестер. Также Сирани стала одной из первых женщин, принятых в Академию живописи. Своим трудом художница обеспечивала всю семью — восхищаемся как можем!

Ангелика Кауфман (1741–1807)

Английская художница родом из Германии, представительница неоклассицизма. С детства увлекалась языками, музыкой, литературой, живописью и уже с 12 лет работала живописцем наравне с отцом. Она также принимала участие в росписи собора Св. Петра в Лондоне.

Ангелика начинала с портретов, но всегда хотела работать в историческом жанре — то есть писать исторические события, мифы и библейские сюжеты. Этот жанр считался самым престижным, а у женщин-художниц возникала трудность: классическая историческая живопись требовала детальной мужской анатомии, а женщины не могли рисовать мужские тела с натуры — неприлично. Но Кауфман удалось сломать своим авторитетом гендерные предрассудки и состояться в историческом жанре.

Некоторые из ее известных работ есть даже в Эрмитаже: «Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами» (1788), «Венера уговаривает Елену любить Париса» (1790), «Гектор призывает Париса на битву» (1775).

Амрита Шер-Гил (1913–1941)

Амрита сделала для индийского искусства то же, что сделали модернисты для Европы: стала национальным достоянием. Она родилась в богатой семье в Будапеште, изучала изобразительное искусство в Париже, а затем отправилась покорять Индию, чувствуя себя ответственной за культпросвет родной страны.

Творчество Амриты сравнивают с творчеством Фриды Кало: те же яркие цвета, южные мотивы и даже эротизм. На картинах заметно влияние парижской Академии искусств и традиционной индийской живописи. Самые известные ее работы — «Убранство невесты» (1937), «Молодые девушки» (1932) и «Группа из трех девушек» (1935).

Наталья Гончарова (1881–1962)

Русская художница-авангардистка, сценограф, представительница течения лучизма в живописи. Она принадлежала к дворянскому роду Гончаровых — тех самых, из которого была жена Пушкина.

В своем творчестве Гончарова много экспериментировала с жанрами: пробовала себя в импрессионизме, фовизме, кубизме, а с 1905 года Наталья принимает участие во всех главных выставках современных художников и дружит с футуристами. Самые известные ее работы: «Велосипедист» (1913), «Сбор яблок» (1909), «Испанка» (1916).

За свое смелое творчество Наталья Гончарова преследовалась цензурой: картину «Натурщица» назвали порнографической, а художнице пришлось нанимать адвоката. Кстати, в обвинении подчеркивалось, что на нравственность покушается именно женщина. Впоследствии Гончаровой нередко приходилось отстаивать свое право на творчество.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/fem_artists?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально